Истребители США



В отличие от европейских коллег американские авиаконструкторы «задержались» с разработкой истребителей собственной конструкции. Однако они быстро наверстали упущенное время и, начиная с 1940-х годов, Соединенные Штаты вошли в число законодателей мод в данной области. Перед началом Первой мировой войны работы по истребителям в США шли очень медленно. Лишь несколько американских компаний, такие как «Огепсо», строили так называемые «наступательные» аэропланы. Причем состоявшие на вооружении Армии США самолеты являлись либо построенными по лицензии европейскими истребителями, либо же самолетами европейской постройки, ввезенными в США. Кроме того, в отличие от Европы, где авиагонки стали повсеместно популярными, в Америке такого повального увлечения не наблюдалось  это также тормозило развитие скоростных самолетов.



В течение 1920-1930-х годов лидерство в области проектирования истребителей захватили компании «Boeing» и «Curtiss», истребителям была присвоена литера «Р» (от «Pursuit»  перехватчик), а первым самолетом данного назначения стал Curtiss Р-1 Hawk первый в серии одномоторных бипланов, предоставивших Армии реальные наступательные возможности в воздухе. У «Boeing», в свою очередь, первым принятым на вооружение истребителем стал ХР-4.В то же время была создана и авиация ВМС США, а первым американским самолетом корабельного базирования стал Curtiss TS-1. Свой вклад в дело внесли и другие американские компании, такие как «Thomas Morse» и «Berliner», а с проекта YP-24 компании «Lockheed» началась новая эра в авиастроении.

Вторая мировая война

К концу 1930-х годов небо завоевали истребители-монопланы, поэтому на момент нападения на Перл-Харбор американские летчики летали уже на Р-35, Р-36, Р-40, F2A и F4F Wildcat, часть которых, впрочем, уступала самолетам противника и была беспомощной перед японскими А6М «Zeke». Это, а также просьбы европейских союзников о поставках истребителей для борьбы на Европейском ТВД послужили мощным толчком для развития американской авиационной промышленности, включая разработку истребителей. Основу истребительной авиации ВВС Армии США в войну составляли Р-38, Р-40, Р-47 и Р-51, а военно-морская авиация воевала на Тихом океане с F4F, F6F и F4U. Появление современных истребителей помогло сдержать натиск противника на Тихом океане и в Европе, где стратегические бомбардировки авиации союзников обеспечивали американские истребители дальнего сопровождения. С окончанием же войны в мире наступила эра реактивной авиации.

Разработки холодной войны

В 1940-е годы работы по реактивным самолетам вели специалисты ВВС Армии США, а 2 октября 1942 года в Муроке, штат Калифорния, в воздух поднялся первый американский реактивный истребитель Bell Р-59 Airacomet. Самолет на вооружение не поступил, но благодаря полученному опыту был создан Lockheed Р-80 Shooting Star, совершивший первый полет 11 июня 1944 года и поступивший позже на вооружение.В 1948 году ВВС США упростили свою систему обозначений, и истребители сменили литеру «Р» на «F» (от «Fighter»  истребитель), так что Shooting Star стал F-80, а 8 ноября 1950 года в небе Кореи состоялся первый воздушный бой реактивных истребителей  F-80C против МиГ-15. Shooting Star этот бой проиграли. Вскоре ВВС, ВМС и КМП США стали в массовом порядке закупать реактивные истребители.На базе F-80 был создан F-84, но лишь F-86 Sabre обеспечил ВВС США возможность эффективно противостоять новейшим советским реактивным истребителям. Первым реактивным истребителем авиации ВМС США стал FH-1 Phantom, следом появились F3D Skyknight, F3H Demon и F9F Panther. К моменту же начала следующего вооруженного конфликта все три вида ВС США были вооружены самолетами F-4 Phantom II. Самолет оказался весьма эффективным, летавшие на нем летчики сбили над Вьетнамом не один истребитель советской постройки. Впрочем, он воевал там не один  были также F-8 Crusader, F-100 Super Sabre и F-105 Thunderchief.

Новый этап в развитии американских истребителей наступил уже после вьетнамской войны. На вооружении ВВС США появился F-16  легкий и простой боевой самолет, ставший на сегодня настоящим многоцелевым истребителем, а затем и истребитель завоевания превосходства воздухе F-15; авиация ВМС и КМП США получили самолеты F/A-18, на базе которого затем был создан усовершенствованный вариант Super Hornet, а вот истребитель F-14, вооруженный ракетами «воздухвоздух» большой дальности Phoenix и долгие годы считавшийся одним из лучших истребителей в мире, к настоящему времени свою карьеру уже завершил.На сегодня американский авиа-пром считается одним из самых высокотехнологичных в мире, а созданные его специалистами истребители  одними из лучших самолетов данного класса в мире. Но превосходство это обходится американскому налогоплательщику весьма недешево  в итоге Пентагону разрешили приобрести только 187 истребителей F-22. Причем экспорт Raptor все еще запрещен, несмотря на сильный интерес к нему со стороны Австралии, Израиля и Японии.

F-35 должен стать следующим тактическим истребителем ВВС, авиации ВМС и КМП США, но данная программа идет очень непросто и с многочисленнымизадержками. С другой стороны, американцы уверены, что когда он поступит на вооружение ВС США, это будет действительно «истребитель информационной эры», обладающий уникальными качествами  малозаметностью и возможностью встраивания в сетецентрическое поле боя. Примечательно, что многие в США уже заговорили о возможности выпуска нового истребителя  ведь, к примеру, ВМС примерно к 2025 году потребуется замена для многочисленного парка Super Hornet. Следуя веяниям времени, специалисты «Boeing» ведут работы по новой машине, которая будет обладать боевым потенциалом, сравнимым и даже превосходящим F-22. В 1961-1991 годах американцы израсходовали миллиарды долларов на разработку истребителей, которые так и не поступили на вооружение ВС США. Впрочем, в результате этих работ появились весьма интересные с технической точки зрения образцы (хотя некоторые из них даже не успели совершить первый полет), а многие технологии были использованы в последующих программах.


Lockheed AF/YF-12 (1962)
Истоки YF-12 лежали в проекте А-12  носителе беспилотного разведчика D-21. Первый полет самолет выполнил в апреле 1962 года, затем на его базе был создан прототип перехватчика YF-12А, ставший позже SR-71 А. Самолету принадлежит абсолютный рекорд скорости 3331 км/ч, установленный 1 мая 1965 года. ВВС США планировали заказать 93 истребителя, способных летать со скоростью М=3 и предполагавшихся к вооружению УР большой дальности (AIM-47, на базе которой была создана УР AIM-54 Phoenix). Самый быстрый американский истребитель в серию не пошел.    DBa34


General Dynamics/Grumman F-11 IB (1965)
Программа экспериментального тактического истребителя (TFX) изначально предполагала создание единого базового самолета, на основе которого можно было бы получить специализированные варианты: для ВВС — истребитель-бомбардировщик, а для ВМС  истребитель ПВО корабельных соединений. Выбор пал на F-111: для ВВС предполагался вариант F-111 А, а для флота  F-111 В. Однако последний оказался очень перетяжелен, имел ряд других недостатков и в итоге уступил дорогу F-14. Предназначенные для F-111Вдвига-тельТРЗО (изначально предполагался для F6D Missileer) и система вооружения AWG-9/AIM-54 были интегрированы BTomcat. Было построено семь F-111 В, два из них потеряны в летных происшествиях.


Нереализованный штурмовик
Northrop YA-9A (справа внизу) проиграл в 1972-1973 годах тендер на экспериментальный штурмовик (А-Х) более современному YA-10 (предшественник А-10), а проект F-16XL компании «General Dynamics» (справа) в 1984 году уступил в рамках программы усовершенствованного тактического истребителя (ETF) самолету F-15Е. F-16XL поступил в НАСА, где использовался как летающая лаборатория. McDonnell Douglas/General Dynamics А-12 Avenger II (справа вверху) был амбициозным проектом палубного стелс-штурмовика, построенного по схеме «летающее крыло», но программу закрыли в 1991 году ввиду технических проблем и перерасхода бюджета.


Northrop YF-17 Cobra (1974 год)
Самолет создавался в инициативном порядке как Northrop Р-600 на базе не пошедшего в серию Р.530 (на снимке внизу, 1968 год). Cobra был представлен на тендер ВВС США по программе легкого истребителя (1974 год), но в следующем году проиграл General Dynamics YF-16 Fighting Falcon. YF-17A (ниже) был облетан в июне и августе 1974 года, а после проигрыша в тендере ВВС США был передан на оценочные испытания ВМС США, которым требовался новый истребитель-бомбардировщик. В конечном итоге на базе Cobra компании «McDonnell Douglas» и «Northrop» создали палубный F/A-18 Hornet, отличавшийся рядом необычных элементов конструкции, включая хвостовое оперение с двумя разваленными киями и крыло с большими наплывами.


Rockwell XFV-12
XFV-12  высокоплан выполнен по схеме «утка», со стреловидным крылом и трапециевидным горизонтальным оперением в носовой нижней части фюзеляжа. Крыло и горизонтальное оперение имели реактивные закрылки эжекторного типа вдоль всего размаха, в них поступали выхлопные газы двигателя. Самолет построили в 1977 году для ВМС США, но еще до первого самостоятельного полета программу закрыли.


Northrop F-5G/F-20 Tigershark (1982 год)
F-20, при создании которого в начале 1980-х годов были потеряны два прототипа, представлял собой однодвигательный вариант F-5E Tiger. Он полностью соответствовал ТТЗ, но так и не нашел зарубежных заказчиков, которые предпочли ему F-16, принятый на вооружение ВВС США. F-20 оснащался БРЛС APG-67 и силовой установкой на 80% большей мощности, чем у F-5E, и развивал скорость до М=2.