Истребитель YF-12A

 

Большой потенциал разведывательного А-12 «Oxcart» использовали для создания перехватчика со скоростью полета М=3. Вскоре был создан YF-12A («The Thing»), ставший самым быстрым «истребителем» в мире. В декабре I960 года в подразделении «Skunk Works» была создана конструкторская группа, которая работала независимо от проекта А-12 и занималась созданием перехватчика, способного развивать скорость до М=3,2. Перехватчик, AF-12, предполагалось оснастить импульсно-доплеровской РЛС Hughes AN/ASG-18, создававшейся для North American F-108
Rapier. Разработка последнего была остановлена в 1959 году, но Пентагон решил, что работы по РЛС и комплексу ракетного оружия GAR-9 (затем AIM-47) следует продолжить. Специалисты «Hughes» продолжили работы по обеим системам, используя в качестве летающей лаборатории доработанный Convair В-58А Hustler (55-665, получил прозвище «Snoopy 1»).
Макетная комиссия

31 мая 1960 года прошла макетная комиссия по AF-12  командование ВВС США впечатлили возможности перспективной машины. К июню продувки AF-12 в аэродинамической трубе показали наличие проблем с обеспечением продольной устойчивости  пришлось добавить большой складной подфюзеляжный киль и два менее крупных фиксированных боковых киля на нижней поверхности мотогондол. Вариант бомбардировщика на базе А-12 получил обозначение RB-12, он дошел до стадии постройки макета, но не выдержал конкуренции с активно лоббируемым проектом North American ХВ-70А Valkyrie.7 августа 1963 года, спустя несколько недель после доставки самолета на полигон в Грум Драй Лейк, летчик-испытатель Джим Истхэм поднял перехватчик в воздух. Это был седьмой А-12, №60-6934.


К концу 1963 года А-12 «Oxcart» вырос и в размерах, и в цене, так что заказчики все чаще стали поднимать вопрос о возможности и дальше держать программу в полной тайне. Кроме того, подчеркивалось, что полученные в рамках программы данные могли бы быть с успехом использованы для разработки сверхзвуковых гражданских авиалайнеров. В ноябре 1963 года президент Джонсон ознакомился со специальным докладом по программе, после чего распорядился в начале следующего года публично объявить о ней. Конструктор Джонсон записал в дневнике: «Все идет к тому, чтобы обнародовать данные по программе AF-12. Я набросал текст для выступления президента Джонсона и предложил использовать обозначение «А-11», поскольку это был «нестелсовский» вариант». 29 февраля 1964 года, за несколько часов до официального выступления президента США, существовавшие на тот момент два самолета AF-12,60-6934 и 60-6935, перелетели с полигона Грум Драй Лейк на авиабазу Эдвардс (пилоты Лу Шальк и Билл Парк). Так военные отводили внимание от знаменитой «Зоны 51». По прибытии на авиабазу Эдвардс самолеты разместили перед ангаром, а Шальк позже вспоминал: «Самолеты встали таким образом, что раскаленная струя из реактивных двигателей стала бить прямо на ангар, в результате чего сработала система пожаротушения. Система была мощной, почти как на авианосцах,  пустыня никогда не видела столько воды со времен плавания Ноя».



В ВВС США, которые стали теперь ведущими по программе, самолет был переименован в YF-12A. Вскоре к двум прототипам присоединился третий YF-12A, 60-6936, который также переместили на авиабазу Эдвардс. 16 апреля 1964 года провели первое испытание по сбросу ракеты AIM-47 в полете. В ходе просмотра материала, отснятого установленными снизу гондол двигателей камерами, выяснилось, что имеется серьезная проблема с балансировкой ракеты после пуска. Если бы это был не просто сброс, а именно пуск с включением двигателя ракеты, то она вполне могла бы врезаться в кабину самолета носителя. 18 марта 1965 года YF-12A (60-6935) успешно поразил воздушную мишень Q-2C, летевшую на высоте 12195 м, при этом перехватчик следовал на высоте 19815 м со скоростью М=2,2.Ревностно относясь к огромному количеству рекордов, которые были установлены на советских самолетах, Пентагон предложил Джонсону использовать YF-12A для побития некоторых из них.

В итоге 1 мая 1965 года  пять лет спустя со дня, когда Гэри Пауэрса сбили над СССР,  на машине 60-6936 были установлены шесть мировых рекордов, включая абсолютные рекорды высоты, скорости при горизонтальном полете и скорости на замкнутом 1000-км маршруте. 14 дней спустя «Skunk Works» получила контракт стоимостью 500000 долларов на
постройку серииного варианта перехватчика, которому присвоили обозначение F-12B. Однако окончательной команды на начало полномасштабного серийного производства так и не поступило, хотя сумма была 10 ноября выдана на продолжение работ по F-12B. Кроме того, компания «Hughes» получила 4,5 млн долларов на продолжение работ по РЛС AN/ASG-18 и системе управления вооружением (СУВ). 29 марта 1966 года Джонсон провел продолжительное совещание с полковником Беном Беллисом, руководителем проекта в компании «Hughes Aircraft Company», и рядом сотрудников проектной группы по F-12, в ходе которого получил предложение взять на себя работы по интеграции на борт машины систем вооружения. Джонсон согласился, после чего испытания СУВ были продолжены. Но министр обороны Макнамара выступил против серийного выпуска нового самолета и в течение следующих двух лет трижды отклонял запрос ВВС на получение тех 90 млн долларов, которые конгресс разрешил выделить на организацию серийного выпуска F-12B. После слушаний Сенатского комитета по делам Вооруженных сил по вопросу континентальной системы ПВО было принято несколько решений, в частности  о закрытии программы F-12B. 5 января 1968 года от ВВС США получено официальное уведомление.