Истребитель Supermarine Scimitar


После того как Supermarine Scimitar, прозванный «The Beast», поступил на вооружение, он оказался самым крупным, быстрым и мощным истребителем в истории авиации британских ВМС. Он также первым в британском флоте получил ядерное оружие. Scimitar стал первым самолетом со стреловидным крылом, поступившим в авиацию британских ВМС. В конце 1940-х годов самолет рассматривался в качестве истребителя-перехватчика и истре-бителя-штурмовика. Отличительными особенностями машины стали «зуб» на передней кромке крыла, закрылки со сдувом пограничного слоя (воздух подавался от компрессора соответствующего двигателя), а также стабилизатор с отрицательным углом поперечного V.


За прототипом Туре 508, имевшим прямое крыло и V-образный стабилизатор и облетанным в августе 1951 года, в апреле 1954 года последовал прототип Туре 525 со стреловидным крылом. В январе 1956 года появился вариант Туре 544, имевший крыло с «зубом», закрылки со сдувом пограничного слоя, фюзеляж, рассчитанный с применением правила площадей, и цельноповоротный стабилизатор. Поставки Scimitar F.Mk 1 в войска начались в январе 1957 года, 76 серийных машин имели возможность установки аэрофотоаппарата или дополнительного бака.

Поскольку Scimitar изначально планировался как истребитель, его вооружение включало четыре 30-мм пушки Aden Mk 4, расположенные попарно в нижней части каждой мотогондолы. Снарядные ящики на 160 снарядов каждый размещались в корневых частях крыла. Пушки имели скорострельность 1200 выстрелов в минуту, весь боезапас можно было выстрелить из четырех пушек всего за 8 секунд. Стреляные гильзы собирались в специальный ящик, находившийся между двигателями в хвостовой части фюзеляжа. При стрельбе в нижней части фюзеляжа открывался воздухозаборник  поступающий воздух охлаждал пушки и удалял газы и нагар.

Scimitar оказался не эффективен в роли высотного истребителя, но зато превосходно подходил для роли штурмовика. Самолет мог нести четыре 454-кг бомбы (по одной на каждом подкрыльевом пилоне), также проводились испытания с подвеской двух 907-кг бомб. Могли также применяться блоки НАР  стрельба обычно велась залпами по три НАР. После испытаний, проведенных в начале 1960-х годов, Scimitar получил на вооружение американскую УР Bullpup класса «воздух—поверхность». Ракета имела радиокомандную систему наведения, массу 258 кг, длину 3,2 м, боевую часть массой 113 кг. Самолет мог нести четыре ракеты, но обычно подвешивались две ракеты и два ПТБ.

Пуск ракет мог осуществляться на скорости до М=0,95 и углах пикирования до 45°. Наведение осуществлялось пилотом при помощи специального джойстика, расположенного в кабине слева. После пуска ракета, имевшая в хвосте специальные светодымовые трассеры, показывала пилоту свою траекторию полета. Ориентируясь по трассерам, летчик управлял полетом ракеты до попадания в цель, что требовало от него удерживания курса самолета фактически на всем протяжении полета ракеты к цели. Поскольку самолет не обладал РЛС, а пушечное вооружение уже считалось анахронизмом, самолеты авиации британского флота получили на вооружение УР «воздух—воздух» AIM-9 Sidewinder с тепловой ГСН. Scimitar получил такие ракеты в 1963 году, обычно они подвешивались на внешние подкрыльевые пилоны. Когда ГСН захватывала цель, пилот слышал в шлемофоне особый сигнал.


Scimitar стал первым самолетом авиации британских ВМС, получившим на вооружение ядерное оружие в конце 1963 года. Для маскировки ее истинного предназначения 25-килотонную бомбу Red Beard (создана по требованию OR.1127) назвали «бомбой для обозначения цели» («Target Marker Bomb» или ТМВ). Позже бомба поступила на вооружение самолета Buccaneer. По причинам безопасности самолетам Scimitar, вооруженным Red Beard, запрещалась посадка на палубу авианосцев Макет такой бомбы можно было видеть подвешенным на самолете 803-й эскадрильи во время авиашоу на авиабазе Льючарс в сентябре 1964 года.

Scimitar считался самолетом с большим потенциалом, но достаточно быстро в роли истребителя его сменил двухместный, оснащенный РЛС Sea Vixen, а в роли штурмовика  также двухместный Buccaneer, имевший большие дальность полета и боевую нагрузку. Еще одним крупным недостатком Scimitar стали высокие требования к их техобслуживанию. Как и у всех палубных самолетов того времени, потери во время эксплуатации были весьма высоки  в различных происшествиях было потеряно более половины машин. Самолет сняли с вооружения строевых частей к 1966 году, но он оставался на службе в качестве учебного вплоть до 1970 года. Несмотря на свою короткую и не особо примечательную карьеру, Scimitar имел и целый ряд достоинств, а ряд исследователей британской авиации просто уверены, что модифицированный «Super» Scimitar был намного лучше американского Phantom II.