Истребитель Су-15

Су-15 был разработан на смену самолетам Су-9 и Су-11. Он поступил на вооружение Истребительной авиации ПВО СССР в апреле 1966 года и с конца 1960-х по 1980-е годы являлся основным истребителем-перехватчиком, дислоцированным почти на всех советских авиабазах.


Первый прототип перехватчика, Т-58Д-1, был облетан 30 мая 1 962 года. Он сохранил крыло треугольной формы в плане (стреловидность по передней кромке 60°) и хвостовое оперение, но в остальном существенно отличался от предшественников. В частности, антенна РЛС «Орел-Д» располагалась в носовой части фюзеляжа, а воздухозаборники были размещены по бокам. Силовая установка нового самолета включала два двухвальныхТРДФ Р-11Ф2С-300 тягой на форсажном режиме по 60,8 кН, а на последних машинах стояли более мощные двигатели Р-13-300. Кроме двигателей в фюзеляже размещались герметизированная кабина с фонарем, топливные баки-отсеки и различное оборудование, а в хвостовой части фюзеляжа были установлены четыре тормозных щитка.Начиная с 11-го серийного самолета, крыло было модифицировано  увеличилась площадь, передняя кромка концевой части получила излом на 45° и аэродинамическую крутку. Кроме того, для увеличения подъемной силы на взлете и посадке каждая консоль крыла была оснащена поворотным закрылком с системой управления пограничным слоем.Впоследствии прототип Т-58Д-1 переоборудовали в экспериментальный самолет Су-15ВД для отработки подъемных турбореактивных двигателей РД-36-35 (на самолете стояли три двигателя), а в 1972 году был построен опытный самолет Су-15бис, имевший новые двигатели и БРЭО.

Поскольку Су-15 не по всем параметрам удовлетворял заказчика, вскоре после поступления на вооружение базовой модификации было принято решение провести модернизацию самолета («Су-15 II этапа»). Данная программа была начата в 1966 году и предусматривала оснащение самолетов новыми двигателями и РЛС «Тайфун» (первоначально планировалась РЛС «Коршун»), автоматизированной системой управления САУ-58, системой ближней навигации РСБН-5С «Искра», а также новой радиостанцией Р-832М, лыжным шасси и др. Применялось крыло с наплывом и новая передняя двухколесная опора шасси. В состав вооружения включалась ракета Р-98, а затем  модернизированная К-98М. Перехватчики получили обозначение Су-15Т (с УР Р-98) и Су-15ТМ (с УР Р-98М (К-98М) и РЛС РП-26 «Тайфун-М»),Первый полет прототип Су-15Т совершил в конце января 1 969 года, а первый серийный  20 декабря 1970 года. Всего было выпущено 20 машин. Выпуск Су-15ТМ был начат в Новосибирске в 1971 году, первые серийные машины поступили на вооружение весной 1972 года (официально авиационный комплекс Су-15-98М был принят на вооружение 21 января 1975 года), а их выпуск продолжался до конца 1975 года. Су-15ТМ оснащался двумя ТРДФ Р-13Ф-300 и отличался более коротким носовым обтекателем оживальной формы. Начиная с 6-й серии, самолеты получили возможность выполнять автоматический перехват низковысотных целей, а затем возможность применять УР Р-60.

Оборудованный двигателями Р-25-300 самолет Су-15ТМ получил обозначение Су-15бис (Т-58бис), совершил первый полет 3 июля 1972 года, нов серию так и не пошел. В том числе и ввиду того, что двигатели Р-25-300 в первую очередь шли на МиГ-21 бис и для Су-15 их не хватало.Двухместный учебнотренировочный вариант Су-15Т получил обозначение Су-15УТ и поступил на вооружение в 1970 году. Для размещения места инструктора фюзеляж удлинили на 45 см и укоротили передний фюзеляжный топливный бак. На самолете были применены новый фонарь обеих кабин, установлено сдвоенное управление и двойной комплект приборов, а также выполнена доработка ряда систем. На фонаре инструктора установили выдвижной перископ и выполнили ряд других доработок. При этом на самолете установили лишь стандартный комплект навигационного и связного оборудования, дополненный самолетным переговорным устройством СПУ-9 и магнитофоном МС-61, а РЛС не ставилась. В 1974 году на вооружение поступил Су-15УМ  учебно-трени-ровочный вариант Су-15ТМ. Всего построено около 1300 перехватчиков семейства Су-15.

Су-15 принимали участие в ряде громких перехватов нарушителей воздушного пространства СССР: 20 апреля 1978 года авиалайнер Boeing 707 компании «Korean Airlines», вторгнувшийся в воздушное пространство СССР над Карелией, был принужден Су-15 к посадке на льду замерзшего озера Корпиярви (погибли два пассажира); 18 июля 1981 года летчикСу-15ТМ таранил над Арменией самолет-нарушитель CL-44  сам он благополучно катапультировался; и, наконец, 1 сентября 1983 года на Дальнем Востоке пилот Су-15 в воздушном пространстве СССР сбил самолет Boeing 747-230В южнокорейской компании «Korean Airlines» (считается, что погибли 269 человек).После распада СССР самолеты Су-15 российских ВВС были быстро сняты с вооружения (последние  в 1993 году), а два полка Су-15 украинских ВВС сохраняли боеспособность до 1996 года.