Истребитель-перехватчик Су-27К

Целью разработки Су-27К (по кодификации НАТО  «Flanker-D») являлось создание дальнего палубного истребителя-перехватчика, дополнявшего МиГ-29К в авиагруппах для четырех новых советских авианосцев. С окончанием холодной войны, развалом СССР и бюджетными ограничениями число кораблей сократилось до единственного авианосца  «Адмирал Кузнецов». В таких условиях существование единственного узкоспециализированного палубного истребителя стало слишком дорогим удовольствием.


Как и Су-27М/-35, Су-27К ведет свою историю от прототипа Т-10-24  первого в семействе Су-27, оснащенного передним горизонтальным оперением (ПГО). Последнее изучалось ОКБ Сухого в качестве средства улучшения взлетно-поса-дочных характеристик, снижения посадочной скорости и повышения маневренности.В конструкцию палубного Су-27 ввели многочисленные доработки, которые были отработаны не менее чем на семи прототипах. Первый из них,Т-10-37, или Су-27К-1, был оснащен ПГО, усиленным шасси (со сдвоенными носовыми колесами), посадочным крюком и выдвижной заправочной штангой (что потребовало сместить ОЛС). Прототип совершил первый полет 17 августа 1987 года. Крыло самолета первоначально сохранилось без изменений, но затем получило двухсекционные двухщелевые закрылки и зависающие элероны.

Следующие прототипы, получившие складывающееся крыло и даже стабилизатор, проходили испытания на суше и на борту авианосца «Тбилиси», позднее переименованного в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Первую в истории советских ВМС посадку на палубу осуществил 1 ноября 1989 года летчик-испытатель Виктор Пугачев на Су-27К (б/н 39).Су-27К создали на основе планера и систем вооружения базового Су-27, сохранив его РЛС и в основном оборудование кабины, а также ограниченные ударные возможности (обычные бомбы и НАР). Максимальная боевая нагрузка составляет 6500 кг, а максимальная взлетная масса ограничена 32000 кг. На выставках самолет демонстрировался с различным вооружением класса «воздух—поверхность», включая большую ПКР Х-41 «Москит» с дальностью полета 250 км, противо радиолокационной ракетой Х-31 и небольшой ПКР Х-35. Су-27К стал первой модификацией самолета «Flanker», оснащенной 1500-литровым ПТБ на центральном узле подвески.Выпуск 24 машин Су-27К осуществлял завод в Комсо-мольске-на-Амуре. Самолет был официально принят на вооружение морской авиации России в 1998 году и получил обозначение Су-33. Учебно-боевой Су-ЗЗКУБ имеет двухместную кабину с рядным расположением членов экипажа в новой носовой части. В китайском Шеньяне был создан свой собственный морской вариант Су-27, получивший обозначение J-15. Вероятно, он оснащен БРЭО китайского производства, отработанным на J-11 В. Сообщается, что прототип J-15 совершил первый полет в 2009 году, а серийные машины будут служить на китайском авианосце «Ляонин»  бывшем советском «Варяге».