Истребитель-перехватчик Су-15



Истребитель-перехватчик Су-15 был принят на вооружение ВС СССР в 1965 году, первым его получил 611-й истребительный авиаполк Московского округа ПВО, базировавшийся на аэродроме Дорохове (Ярославская область). Ранние машины стали снимать с вооружения в начале 1980-х годов, а в начале 1990-х годов было списано и значительное количество более новых модификаций. В 1990 году в европейской части страны самолетами семейства Су-15 были вооружены 62-й, 153-й, 166-й, 265-й, 431-й, 611-й и 636-й истребительные авиаполки. 62-й и 636-й полки остались на территории Украины, и их Су-15ТМ/УМ оставались в эксплуатации более продолжительное время. Данный самолет в начале 1980-х годов принадлежал воинской части, размещенной на аэродроме Долинск-Сокол на Сахалине. Именно с этой авиабазы в сентябре 1983 года вылетал истребитель на перехват самолета-нарушителя, оказавшегося Boeing 747-200 компании «Korean Air Lines».


РЛС
Су-15ТМ был оснащен модернизированным радиолокационным прицелом «Тайфун-М», получившим затем обозначение РП-26 и превосходившим по дальности обнаружения предыдущий радиолокационный прицел РП-15М («Орел-Д58М») за счет увеличения излучаемой мощности импульса. Ранние Су-15 оснащались носовым радиопрозрач-ным обтекателем конической формы, однако с новым, более мощным радиолокационным прицелом это приводило к появлению «паразитной» засветки экрана прицела, мешавшей наведению ракете радиолокационной ГСН. В итоге, начиная с восьмой серии, на самолеты стали устанавливать обтекатель радиолокационного прицела оживальной формы. Дальность обнаружения цели типа «бомбардировщик» составляла 60-70 км на большой высоте, а дальность сопровождения такой цели  около 40-45 км.


УР «воздух—воздух» Р-98М
В1973 году завершились государственные испытания модернизированной УР «воздух—воздух» средней дальности Р-98М, пришедшей на смену Р-98 и отличавшейся повышенной помехозащищенностью и увеличенной дальностью пуска. Ракета имела варианты с полуактивной радиолокационной (Р-98МР) и тепловизионной (Р-98МТ) головками самонаведения. Ракета Р-98МР при стрельбе вдогон могла на дальности до 18 км поражать цели, имеющие скорость 500-1600 км/ч на высотах от 300 м до 2400 м. При атаке в переднюю полусферу цели ракета могла на дальности до 15 км поражать цели, летящие со скоростью 500-2500 км/ч на высотах от 5000 м до 21000 м. Минимальная дальность пуска ракеты Р-98МТ составляла 2000 м.


Модернизация Су-15
Работы по Су-15 были начаты в ОКБ-51 под руководством П. О. Сухого еще в 1960 году, самолет вначале получил обозначение Т-58. Предполагалось, что его основным вооружением станет УР «воздух—воздух» средней дальности Р-40, которая создавалась для МиГ-25Р. На Т-5,8 планировалось поставить РЛС «Вихрь-П», которую намечалось создать на базе РЛС «Смерч» истребителя-перехватчика Ту-128. Вначале проработка самолета проводилась под силовую установку с одним двигателем АЛ-7Ф-2, а затем  с двумя двигателями Р-11Ф2С-300. Самолет в варианте с двумя двигателями получил обозначение Т-58Д. Первый прототип, Т-58Д-1, был облетан 30 мая 1962 года  его пилотировал B.C. Ильюшин. Вскоре на испытания поступили второй и третий опытные самолеты, Т-58Д-2 (оснащался системой вооружения, имел новый носовой обтекатель) и Т-58Д-3 (имел дополнительный фюзеляжный бак). 30 апреля 1965 года самолет Су-15 был принят на вооружение авиации ПВО СССР. Серийные самолеты оснащались РЛС РП-15М («Орел-Д58М») и двигателями Р-11Ф2С-300.

Предварительные проработки двухместного УТС Су-15УТ были осуществлены еще в 1961 -1962 годах, но активно работы по нему развернулись с середины 1965 года. В серию самолет пошел в 1969 году без РЛС и с упрощенным составом авионики, первые пять серийных машин были переданы военным весной 1970 года. В 1969 году на серийных Су-15, начиная с 11-й серии, сначала внедрили систему УПС (сдув пограничного слоя на закрылке), а затем новое крыло с «наплывом». Чуть позже самолеты были доработаны под двигатели Р-13-300. В1970-1971 годах было выпущено около 20 усовершенствованных Су-15Т с новой РЛС «Тайфун», а в декабре 1971 года был начат выпуск модификации Су-15ТМ, оснащенной РЛС «Тайфун-М». Позже последовали модификация с носовым обтекателем оживальной формы, а в 1976 году выпущен двухместный Су-15УМ, также не имевший РЛС.

Дополнительные узлы подвески
Поздние серийные Су-15ТМ имели возможность применения УР «воздух—воздух» Р-60. Именно такой ракетой, подвешенной на новом подкрыльевом пилоне, 20 апреля 1978 года над Кольским полуостровом был поврежден самолет Boeing 707 компании «Korean Air Lines». Кроме того, на самолетах Су-15ТМ были в то время установлены новые подфюзеляжные балочные держатели БДЗ-59ФК, на которых можно было подвешивать два пушечных контейнера УПК-23-250, либо две авиабомбы калибром 250 кг, либо два блока УБ-16-57 для НАР С-5 или два для НАР большого калибра С-24, либо баков с напалмом. Однако чаще всего на внешних узлах подвески размещалась пара подвесных топливных баков общей емкостью 1200 л. Это позволяло увеличить дальность полета самолета с 1380 км до 1700 км.


Кабина
Летчик Су-15 располагался в герметизированной кабине, оснащенной системой кондиционирования воздуха и катапультным креслом КС-4, разработанным специалистами ОКБ и обеспечивавшим покидание самолета во всем диапазоне высот, от 0 до 20 000 м, на скоростях от 120 км/ч до 1200 км/ч. Перед выходом кресла с пилотом фонарь кабины отстреливался с помощью пиротехнического заряда. После внедрения на истребители-перехват-чики современных РЛС и систем управления претерпел существенные изменения и сам процесс перехвата воздушных целей. Су-15ТМ наводился на цель уже в автоматическом режиме при помощи специализированной наземной станции наведения, а летчику в этом варианте перехвата, по большому счету, должно было остаться только взлетать, садиться, а также выполнять непосредственный пуск ракет или стрельбу из пушечной уста-новки. В распоряжении пилота имелся и автоматический радиокомпас АРК-10.


Хвостовое оперение
В верхней части киля под радиопрозрачной законцовкой располагались радиосвязные ОВЧ- и УВЧ-антенны, аппаратура системы слепой посадки и госопознавания. В киле была также установлена антенна автоматического радиокомпаса, блок автопилота, а также конформные антенны командной УКВ-радиостанции РСИУ-5В (Р-802И).


СПО Сирена-3» и тормозной парашют
В нижней части киля располагались приемники станции предупреждения о радиолокационном облучении СПО-3 «Сирена-3» (верхний из двух обтекателей внизу киля). Расположенные в других местах приемники данной системы обеспечивали ей круговой обзор, а в кабине располагался соответствующий сигнализатор, предупреждавший пилота о потенциальной угрозе атаки (выдавалось направление и приблизительная дальность до источника излучения). В нижней части киля был также расположен цилиндрической формы отсек тормозного парашюта.


Перехват аэростатов
Летчики Су-15 часто привлекались для перехвата различных разведывательных аэростатов, проникавших в воздушное пространство Советского Союза. Последний такой случай отмечен 2 сентября 1990 года, когда капитан И. Здат-ченко, пилотируя Су-15ТМ, сбил над Кольским полуостровом на высоте 12 000 м такой разведывательный аэростат. Для борьбы с подобными целями на самолет можно было подвешивать пушечные контейнеры УПК-23-250.