Истребитель Nanchang Q-5



Специализированный ударный самолет Q-5 «Fantan» был разработан на основе истребителяJ-б, который, в свою очередь, является китайской копией советского МиГ-19. Проектирование штурмовика началось в 1958 году. Конструкторы очень быстро «ушли» от изначального МиГ-19, сохранив почти неизменной лишь хвостовую часть фюзеляжа и основные опоры шасси. Для снижения лобового сопротивления в области трансзвуковых скоростей носовую часть выполнили заостренной. В фюзеляже сделали отсек вооружения длиной 4 м, еще два пилона для подвески разместили под фюзеляжем. За счет новой носовой части фюзеляжа улучшился обзор из кабины летчика вниз-вперед. В перспективе в носовом обтекателе планировали установить РЛС, но это не реализовали. Для повышения путевой устойчивости была увеличена площадь вертикального оперения. Воздухозаборники двигателей размещены по бокам. Новая основная опора шасси при уборке поворачивается на 90° так, что колесо укладывается плоско в нишу фюзеляжа. Сборка прототипа началась в мае 1960 года, но из-за «культурной революции» работы по теме практически прекратились.

В полном объеме разработка и постройка прототипа возобновились в 1963 году. Прототип взлетел 4 июня 1965 года. Первые полеты выявили необходимость внесения значительных изменений в конструкцию планера, тормозной, гидро-и топливной систем, вооружения. В октябре 1969 года первые полеты выполнили еще два прототипа, а в 1970 году самолет под обозначением Q-5 запустили в серийное производство. Для Вооруженных сил Китая построено порядка 10ОО машин четырех модификаций.

Существовал специализированный самолет Q-5, оптимизированный для тактического ядерного оружия, — во внутреннем отсеке фюзеляжа подвешивалась бомба мощностью 5 кг или 20 кт в тротиловом эквиваленте. Об этой модификации почти ничего неизвестно. Вариант с увеличенной дальностью Q-5I приняли на вооружение в 1983 году, вместо бом-боотсека разместили топливный бак, доработали шасси, контейнер тормозного парашюта перенесли в основание киля, под фюзеляжем смонтировали дополнительные узлы подвески вооружения, установили новое катапультное кресло Тип I и двигатели WP-6 Series 6. Масса подвешиваемого вооружения была увеличена на 500 кг, а радиус действия на малой высоте возрос на 35%. Q-5I морской авиации могли нести противокорабельные ракеты С-801 и торпеды. Производство Q-5IA началось в 1985 году. Под крылом разместили два дополнительных пилона для вооружения, установили систему централизованной заправки топливом под давлением, новую систему управления вооружением и новое оборудование пассивной самообороны.

40 самолетов Q-5IA поставили в КНДР. Q-5II отличался от Q-5IA незначительно, в частности, стоял приемник предупреждения о радиолокационном облучении.Экспортный вариант А-5С этой модели поставлялся Пакистану (52 самолета), Бангладеш (24) и Бирме (24). Его производство началось даже раньше, чем выпуск Q-5II. А-5С для ВВС Пакистана обозначался A-5-III и отличался улучшенным БРЭО, совместимым с вооружением западного производства, включая УР класса «воздух—воздух» AIM-9 Sidewinder, в кабине устанавливалось катапультное кресло Martin Baker Mk 10L.На прототипах Q-5K и А-5М смонтировали авионику французского и итальянского производства, но в серию варианты не пошли. Модернизацию парка Q-5 путем установки западного БРЭО также не осуществили. В 1 998 году NAMC была переименована в«Hongdu Aviation Industry Group» (HAIG).