Истребитель Nakajima Ki-44 Shoki "Tojo"


При создании Ki-44 разработчики уделили важное внимание обеспечению высокой скорости и скороподъемности самолета, то есть качествам, которые оказались очень ценными, когда пилоты Ki-44 столкнулись с армадами высотных бомбардировщиков В-29. Истребитель, встреченный вначале летчиками с некоторым негативом, затем приобрел большую популярность как перехватчик.В целом схожие с КІ-43, прототипы Nakajima Ki-44 несли вооружение из двух 7,7-мм и двух 12,7-мм пулеметов. Новые истребители получили и так называемые «боевые» закрылки, впервые примененные на Ki-43.


Самолет был облетан в августе 1940 года, а затем принял участие в сравнительных испытаниях с двумя другими машинами: с прототипом Kawasaki Ki-60, оснащенным двигателем Daimler-Benz DB 601, и импортированным в страну Messerschmitt Bf 109Е. Результаты этих испытаний, равно как и итоги войсковых испытаний, показали, что Ki-44 является достаточно хорошим истребителем, и его было решено запустить в серийное производство. Самолет получил военное обозначение «армейский одноместный истребитель Тип 2 Модель 1А» и название Shoki (демон), а его фирменным обозначением стало Ki-44-Ia. Вооружение серийных самолетов было аналогичным прототипу. Выпустили 40 самолетов Ki-44-I, включая небольшое количество Ki-44-Ib, вооруженных четырьмя 12,7-мм пулеметами, а также один Ki-44-Ic, имевший ряд усовершенствований.


Shoki, поступивший в войска, поначалу не вызвал энтузиазма у летчиков. Причиной тому были высокая посадочная скорость и худшая, чем у предшественника, маневренность. Поэтому вскоре в производство пошел вариант Ki-44-II с более мощным двигателем Nakajima На-109, который, правда, был построен в небольшом количестве. Следом в серию пошел более многочисленный Ki-44-IIb. На следующей модификации, Ki-44-IIc, стояло более мощное вооружение — четыре 20-мм пушки или два 12,7-мм пулемета и две 40-мм пушки, что оказалось весьма эффективным против тяжелых бомбардировщиков союзников, бомбивших Японию. Последняя серийная модификация Ki-44-III была оснащена звездообразным двигателем Nakajima На-145 мощностью 2000 л. с. (1491 кВт), имела крыло и вертикальное оперение увеличенной площади. Компания «Nakajima» построила в общей сложности 1225 самолетов семейства Ki-44 (включая прототипы), которым союзники присвоили обозначение «Tojo».