Истребитель McDonnell Douglas F-15A/B/C/D Eagle


Программа создания истребителя F-15 Eagle стартовала в 1965 году тогда ВВС США подготовили тактикотехнические требования на перспективный истребитель завоевания превосходства в воздухе, который должен был обладать большой дальностью полета и заменить парк F-4. В процессе разработки активно использовались результаты боевого применения авиации во Вьетнаме. В частности, речь шла о необходимости наличия двухдвигательной силовой установки, экипажа из двух человек (не реализовано) и встроенной пушки. Кроме того, в запросе на коммерческие предложения, подготовленном ВВС в 1968 году, содержалось также требование обеспечения перегоночной дальности, необходимой для переброски самолетов на европейский ТВД без помощи воздушных танкеров, а также обеспечения максимальной скорости полета М=2,5. Последнее требование оказалось одним из самых трудновыполнимых, но разработчик сумел его обеспечить, хотя самолет F-15 с полным боекомплектом имеет ограничение по максимальной скорости М=1,78.

Компания «McDonnell Douglas» выиграла тендер на F-15 (в нем также участвовали «North American» и «Fairchild-Republic»), после чего подписала первый контракт на постройку партии из 20 опытных самолетов для проведения программы испытаний и доработок, в том числе 10 одноместных F-15А, два двухместных TF-1 5А (затем F-15В) и восемь опытных машин категории II (FSD, Full-Scale Development; фактически  одноместные F-15A). Первый одноместный F-15 был облетан 27 июля 1972 года, за ним 7 июля 1973 года последовала первая спар-ка. Было построено 355 самолетов F-15А, а также 57 двухместных F-15В. Последний мог применяться и в качестве боевой машины, хотя на нем отсутствовала система РЭП AN/ALQ-135 и его масса была на 364 кг больше, чему F-15A.

Крыло F-15 имело традиционные элероны на внешней части и внутренние двухпозиционные закрылки Самолет отличался превосходными аэродинамическими характеристиками. Но в ходе реализации программы возникали и различного рода проблемы, особенно в части, касающейся надежности работы двигателей F100-PW-100 и РЛС Х-диапа-зона Hughes APG-бЗ, которые были специально разработаны для F-15.Двигатели установлены максимально близко друг к другу, что улучшило управляемость при отказе одного из них. Во избежание повреждения одного двигателя при выходе из строя другого они отделены друг от друга титановой балкой. Конструкция силовой установки была простой и надежной, а к числу важнейших особенностей самого двигателя относилось размещение вспомогательных агрегатов непосредственнс на его корпусе, что упрощало монтаж и замену, а также обеспечивало взаимозаменяемость правого и левого двигателей.

F-15А получил современную авионику, включая, кроме РЛС, станцию предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-56 и систему предупреждения о работе РЛС противника AN/ALQ-128. Кроме того, на самолете была установлена система РЭБ Northrop AN/ALQ-135.Пилот располагается в несколько приподнятой и смещенной вперед кабине, оснащенной катапультным креслом McDonnell Escapac IC-7. Приборное оборудование кабины хорошо скомпоновано, но включало только аналоговые приборы без каких-либо многофункциональных электронных индикаторов. В распоряжении пилота имелся индикатор на лобовом стекле, а органы управления были скомпонованы по принципу HOTAS. Для боевых условий это было оптимально  пилот получал всю тактическую информацию на ИЛС, а органы системы управления оружием располагались на ручке управления и не требовали от пилота смотреть вниз на приборную доску.

Карьера Eagle началась с поставки 9 января 1976 года первых F-15А в 1 -е тактическое истребительное авиакрыло Тактического авиационного командования, дислоцированного на авиабазе Лэнгли. Первое боевое крещение самолет получил в израильских ВВС  27 июня 1979 года летчики заявили об уничтожении пяти сирийских МиГ-21. Четыре опытных F-15А были поставлены Израилю в течение 1976 года в рамках программы«Operation Peace Fox III», позже к ним присоединились ^отремонтированных F-15А и пара F-15В. Еще 10 самолетов F-15А из авиации Национальной гвардии США были переданы Израилю после операции «Буря в пустыне».7 июня 1981 года израильские Eagle сопровождали F-16 Fighting Falcon во время рейда на иракский атомный реактор в Осираке, а в 1982 году активно участвовали в боевых действиях в долине Бекаа.

В течение 1980-х годов F-15A поступили на вооружение трех эскадрилий ПВО в Тактическом авиационном командовании, предполагалось, что они станут носителями противоспутникового оружия системы ASAT (Anti-SATellite), но разработка последнего была прекращена.Первоначальный двухместный вариант Eagle был переоборудован в экспериментальный самолет по проекту SMTD (STOL/ ManeuverTechnology Demonstrator), получив двигатели Pratt & Whitney с плоскими соплами, отклоняемыми в вертикальной плоскости (на 20° вверх и вниз), а также с передним горизонтальным оперением. Самолет совершил первый полет 7 сентября 1988 года, разработчикам удалось существенно уменьшить длину разбега и пробега. После трех лет испытаний 12 августа 1991 года самолет SMTD Eagle совершил свой 138-й и последний полет.

F-15А на производственной линии на предприятии компании в Сент-Луисе сменил усовершенствованный вариант F-15С, облетанный 26 февраля 1979 года. В свою очередь спар-ку F-15B сменил вариант F-15D. Самолеты F-15C/D оснащались РЛС Х-диапазона APG-63 с возможностью перепрограммирования и отличались возможностью крепления несбрасывае-мых конформных топливных баков емкостью 2389 л сбоку воздухозаборников. Узлы подвески УР класса «воздух—воздух» средней дальности при этом крепились на конформных баках.F-15C должен был получить более мощные двигатели F100-PW-220, но на ранних машинах сохранились F100-PW-100. Шасси было незначительно модифицировано, поскольку взлетная масса машины выросла до 30845 кг. В результате внесенных изменений в конструкцию, масса пустого F-15C выросла на 272 кг. Было модифицировано программное обеспечение. Первые F-15С поступили в сентябре 1979 года в 18-е тактическое истребительное авиакрыло на авиабазе Кадена, Окинава, Япония.

Боевое крещение F-15C получил 5 июня 1984 года  два саудовских F-15С сбили над Персидским заливом два иранских F-4E Phantom. Когда б августа 1990 года началась операция «Щит пустыни», 48 самолетов Eagle совершили самый продолжительный беспосадочный перелет в их истории  с авиабазы Лэнгли в Саудовскую Аравию длительностью 14-17 часов.Затем в регион были переброшены дополнительные Eagle, поэтому на момент начала военной операции против Ирака, 17 января 1991 года, США располагали здесь пятью эскадрильями F-15С и двумя эскадрильями многоцелевого варианта F-15Е. Самолеты совершили более 2200 самолето-вылетов, общей продолжительностью около 7700 часов и одержали 32 воздушные победы  две из них одержал пилот 13-й эскадрильи ВВС Саудовской Аравии.

В течение 1990-х годов ВВС США провели модернизацию своих F-15А/В в рамках программы MSIP (Multi-Stage Improvement Programme), которая проводилась одновременно с аналогичной программой для F-15C/D. В ходе программы модернизации самолеты взамен РЛС APG-63 получили более современные РЛС APG-70, новую авионику и цифровую вычислительную систему. После модернизации F-15A/B Eagle отличались от F-15C/D лишь отсутствием антенны системы предупреждения о радиолокационном облучении,располагавшейся за горизонтальным оперением, и тем, что F-15С нес на 907 кг больше топлива.В течение 1990-х годов парк F-15 Eagle постоянно подвергался усовершенствованиям РЛС и авионики. Возможности самолетов существенно выросли после установки в 2001-2005 годах модернизированной РЛС Raytheon AN/APG-63(V)1, а затем не менее 18 самолетов F-15 из боевого состава ВВС США получили РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-63(V)2 AESA. Следующим этапом стала установка на самолетах РЛС APG-63(V)3 AESA, в которой были использованы наработки по программе РЛС APG-97.

ВВС США активно использовали свои F-15С в рамках обеспечения запрета на полеты в Ираке и на Балканах. Во время операции «Allied Force» в 1999 году пилоты F-15 доложили о сбитых при помощи УР AMRAAM четырех сербских МиГ-29.
F-15C/D поставлялись в Израиль, Японию и Саудовскую Аравию, причем японские самолеты строились по лицензии компанией «Mitsubishi» под обозначением F-15J (одноместный) и F-15DJ (спарка). Японские самолеты прошли модернизацию и получили обозначение F-15 Kai. В 2007-2008 годах ВВС США ввиду обнаруженных прочностных проблем с конструкцией самолетов «приземлили» все F-15. Последний F-15А был снят с вооружения ВВС США в 2009 году. После происшествия в 2011 году CF-15J временно был установлен запрет на полеты японских F-15, но в сентябре 2011 года полеты были возобновлены.