Истребитель канадских ВВС CF-18 Hornet

На закате холодной войны в рамках общего плана НАТО канадские ВВС держали в Западной Германии четыре эскадрильи CF-18 Hornet (официальное обозначение МО Канады  CF-188). 409-я, 421-я и 439-я эскадрильи входили в состав 1-й канадской авиагруппы, дислоцированной на авиабазе Баден-Зо-линген. После окончания холодной войны база была закрыта, и все подразделения CF-18 к январю 1993 года вернулись в Канаду. Часть машин отправили на хранение. Канадские Hornet прошли модернизацию, и сегодня все еще остаются основным истребителем канадских ВВС.



Встроенное вооружение F/A-18 включает одну шестиствольную пушку М61A1 Vulcan с вращающимся блоком стволов (схема Гатлинга), которая может применяться по воздушным и наземным целям. Пушка обладает высокой скорострельностью — порядка 6000 выстр/мин, ее питание осуществляется из цилиндрического магазина емкостью 570 выстрелов. Начальная скорость снаряда —1036 м/с. Пушка расположена вверху носовой части фюзеляжа, что облегчает прицеливание, но по опыту эксплуатации создает сильную вибрацию в непосредственной близости от РЛС и отсека с чувствительной аппаратурой БРЭО. Инженерам пришлось приложить немало усилий, чтобы обеспечить герметизацию отсеков с БРЭО в целях недопущения проникновения в них пороховых газов и дыма, а также максимального снижения вибрационных нагрузок при стрельбе. По бокам пушечного порта расположена пара воздухозаборников  поступающий под напором воздух удаляет пороховые газы из пушечного отсека.


CF-18 оснащались современной многорежимной РЛС APG-65 компании «Hughes» (затем «Raytheon»), которая ставилась на все ранние Hornet. На базе APG-65 позже была создана РЛС APG-73, устанавливавшаяся на поздние серийные F/A-18C Hornet и в ходе модернизации  на F/A-18А. Усовершенствованная БРЛС имела новые приемный и вычислительный блоки, а также новую систему энергопитания, причем без увеличения общей массы РЛС.Канадские Hornet имели две основные отличительные особенности  поисковый прожектор и рисованный «ложный» фонарь кабины. Первый размещался слева в нижней носовой части фюзеляжа, имел мощность освещения 0,6 млн свечей и предназначался для подсветки целей во время ночных перехватов. «Ложный» фонарь кабины наносился в нижней части фюзеляжа  противоположно настоящему фонарю  и служил для дезориентации пилотов противника в воздушном бою. Канадские ВВС первыми применили «ложный» фонарь кабины, следом за ними это сделали на Hornet авиации КМП США и ВВС Испании. На верхней части наплывов крыла (LERX) всех F/A-18 с марта 1988 года появились два вертикальных гребня, которые модифицировали сходящие с наплывов вихри для уменьшения усталости конструкции и улучшения путевого управления на углах атаки выше 45°. Гребни планировалось крепить тремя парами стыковочных узлов (передний, центральный и задний), но на деле использовали первые два.Крыло имело однощелевые закрылки и отклоняемые носки по всему размаху передней кромки. В бою и на крейсерском режиме полета они отклонялись автоматически при помощи компьютеризированной СДУ в зависимости от угла атаки и числа М. На взлете они отклонялись на угол 30°, а на посадке закрылки отклонялись на угол 45°.

Приведенный CF-18 несет вооружение в варианте истребителя завоевания превосходства в воздухе и имеет только подфюзеляж-ный топливный бак и две УР «воздух—воздух» AIM-9L/M Sidewinder на концевых авиационно-пусковых устройствах (АПУ) и две УР AIM-7F Sparrow на боковых фюзеляжных пилонах, одна из которых пущена в цель. Одинарные АПУ LAU-115 (еще на две УР Sparrow) или спаренные АПУ LAU-7 (на четыре УР Sidewinder на внешних подкрыльевых пилонах) позволяли существенно увеличить боевую нагрузку.Воздухозаборники F/A-18  боковые, полукруглые, нерегулируемые, располагались под корневыми наплывами крыла. Перед каждым воздухозаборником примерно на метр выступает отсекатель пограничного слоя, имеющий прямоугольную форму и  непосредственно перед воздухозаборником  четыре ряда отверстий (перфорация). Отсекатель отводит пограничный слой фюзеляжа вверх и вниз от воздухозаборника, а при помощи перфорации отводится уже собственный пограничный слой отсекателя. Двигатель General Electric F404-GE-400 оказался весьма надежным и «снисходительным» к мелким ошибкам летчиков.Хотя F/A-18А и F/A-18С внешне мало отличаются друг от друга, F/A-18С имел ряд усовершенствований  модернизированные СУО и ПО, РЛС APG-65 обеспечивала применение УР AMRAAM, возможность установки станции радиоэлектронных помех AN/ALQ-165 ASPJ и пр. Позже F/A-18С, № 163 985, стали самолетами круглосуточного применения, фонарь кабины получил золотое напыление, а в распоряжении летчика появились растровый ИЛС AN/AVQ-28 и аппаратура тепловизионной навигационной системы AN/AAR-50TINS. Приборное оборудование кабины стало совместимым с очками ночного видения MXV-10 Catseye.

Вертикальное оперение  стреловидное, с двумя отклоненными наружу на 20° килями, смещено вперед относительно стабилизатора с целью вывода его из зоны аэродинамической тени от крыла и стабилизатора на больших углах атаки. Расположенные на килях рули являются основным средством путевого управления, а на взлете и посадке оба руля отклоняются  создают дополнительный момент на кабрирование и балансировку самолета с поднятым носом. Кили имеют обшивку из эпоксидного углепластика и титановые носки. В процессе эксплуатации выявилась недостаточная прочность конструкции килей, поэтому в 1985 году она была усилена, а в 1988 году на наплывах крыла установили вертикальные гребни, модифицировавшие сходящие с наплывов вихри и позволившие уменьшить нагрузку на кили и улучшить путевое управление на углах атаки более 45°. Эти мероприятия были выполнены также и на ранних Hornet. Горизонтальное оперение представлено стреловидным дифференциальным цельноповоротным стабилизатором, имеющим угол обратного поперечного V=2° и изготовленным из композитного материала. Стабилизатор крепится при помощи титановых втулочных узлов и применяется для управления по крену на больших скоростях полета.