Истребитель JF-17 Thunder

Пока Индия реализует свою национальную программу по созданию истребителя Tejas, соседний Пакистан приступил к перевооружению своих ВВС на новый истребитель JF-17 Thunder. Самолет создан в кооперации с Китаем и отвечает современным требованиям к машинам данного класса. В конце 1980-х годов пакистанские ВВС приступили к изучению возможности приобретения перспективного истребителя, который должен был заменить состоящие на вооружении самолеты Mirage III, Nanchang А-5 и Chengdu F-7.



Первоначально предполагалось вместе с китайской компанией «Chengdu» и американской «Grumman» коренным образом модернизировать самолет Chengdu F-7 (китайское развитие МиГ-21) по проекту «Super 7». Однако в 1989 году США прекратили сотрудничество с Китаем, и от данного проекта пришлось отказаться Впрочем, Китай и Пакистан сотрудничество продолжили, а в 1995 году был подписан меморандум о взаимопонимании по вопросу разработки нового истребителя. Ведущим разработчиком по программе стала китайская «Chengdu». Пакистан надеялся поставить на готовый самолет БРЭО американского производства, но планы рухнули в 1998 году, когда США ввели санкции за проведение ядерных испытаний. тотип был облетан на аэродроме «Chengdu» в Вэньцзяне в августе 2003 года. К тому времени модификация для ВВС Пакистана получила обозначение JF-17 Thunder.

К 2006 году в программе летных испытаний было занято шесть прототипов. В ходе испытаний выявились проблемы, связанные с конструкцией воздухозаборников (их пришлось доработать), плюс к тому были увеличены наплывы крыла. В основе силовой установки решили применить модификацию российского ТРДДФ РД-33 (ОАО «Климов»), Выпуск начался с небольшой партии самолетов, которые прошли оценочные испытания в Китае и Пакистане. В Пакистан первые два самолета прибыли в разобранном виде в начале марта 2007 года, первый из них был облетан 10 марта. Пакистанская компания «Pakistan Aerospace Complex» приступила к выпуску комплектующих JF-17 в 2005 году, в 2007 году начала выпуск полного комплекта, а завод в Камре в 2009 году приступил к окончательной сборке JF-17. Первая машина была передана заказчику в ноябре того же года. Первичный заказ от ВВС Пакистана составил 50 самолетов. Они оснащались китайскими вооружением и авионикой, включая БРЛС NRIET KLJ-7 (уменьшенный вариант РЛС, установленной на J-10). В состав вооружения истребителя вошли УР класса «воздух—воздух» SD-10 (PL-12) с активной РГСН, ПКР С-802К, а также различные управляемые и корректируемые средства поражения.


Истребитель был официально принят на вооружение ВВС Пакистана 18 февраля 2010 года, первой его получила 26-я эскадрилья «Black Spiders». Причем уже вскоре экипажи JF-17 стали принимать участие в контртеррористических операциях в провинции Вази-ристан. В апреле 2011 года была сформирована 14-я эскадрилья «Black Panthers».Первоначально шли поставки варианта Block 1. Но вторая заказанная ВВС Пакистана партия включает уже самолеты модификации Block 2, которые будут отличаться модернизированной БРЛС, сниженной заметностью в радиолокационном диапазоне и другими усовершенствованиями. Возможно, что самолеты новой модификации будут оснащены и отдельными образцами западноевропейской авионики, а российские двигатели могут быть заменены на китайские WS-13. В 2002 году в Китае был продемонстрирован макет нового самолета, получившего внутреннее китайское обозначение FC-1 и экспортное  Super 7.