Истребитель IAI Kfir

Истребитель IAI Kfir был создан в условиях наложенного эмбарго на поставку вооружений. Самолет успешно сражался в постоянных конфликтах с соседями, хорошо себя показал и поставлялся в несколько стран мира.Израиль был первым зарубежным покупателем истребителя Dassault Mirage III и использовал его во время войн с арабскими соседями (войны 1967 и 1973 годов и другие конфликты малой интенсивности). Несмотря на успех самолета, Израиль беспокоили недостатки Mirage, включая большие взлетную и посадочную скорости и, соответственно, большие разбег и пробег, недостаточную тягу двигателя и довольно примитивное БРЭО. Очевидная необходимость в модернизации и наложенное эмбарго на поставки оружия заставили Израиль сначала доработать свои Mirage, а затем создать и свой собственный усовершенствованный вариант этого истребителя. Сначала был реализован проект «Salvo», в рамках которого прошли модернизацию израильские самолеты Mirage II1CJ, затем был создан истребитель IAI Nesher  нелицензионная копия Mirage 5 и, наконец, был построен истребитель LAI Kfir (львенок).


Разработка самолета Kfir стала возможной после того, как израильтяне приобрели многоцелевыеамериканские F-4 Phantom и двигатели General Electric J79 для них. Первым истребителем Mirage, оснащенным двигателем J79, стала двухместная машина французской постройки, совершившая первый полет 19 октября 1970 года, а в сентябре 1971 года к ней присоединился IAI Nesher с аналогичной силовой установкой.Массовый расход воздуха у J79 был больше на 11% и больше была рабочая температура, что заставило установить другие воздухозаборники и усилить теплоизоляцию хвостовой части фюзеляжа.В основании киля был установлен воздухозаборник для охлаждения форсажной камеры. Кроме того, установили усиленные стойки шасси с увеличенным ходом амортизаторов.Первый вариант Kfir был построен небольшой серией (27 машин), и большинство этих самолетов позднее доработали до стандарта Kfir Cl с небольшими неподвижными консолями ПГО на воздухозаборниках и прямоугольными дестабилизаторами по бокам носовой части, позади радиодальномера. В 1985 году 25 оставшихся самолетов были сданы в аренду ВМС и ВВС США, чтобы изображать самолеты противника на учениях, они получили обозначение F-21A. Но уже в 1989 году их заменили на F-16N и F-5E.

Истребитель Kfir С2 стал первым массовым серийным вариантом, с самого начала снабженным дестабилизаторами и большими поверхностями неподвижного ПГО. Новый вариант также получил выступ-«клык» на передней кромке крыла. ПГО и дестабилизаторы были впервые испытаны в июле 1974 года на оснащенном J79 самолете Mirage ШВ, послужившем прототипом Kfir. Эти доработки улучшили взлетные характеристики, а также управляемость машины.Kfir С2 получил новое БРЭО, включая РЛС ELTA М-2001В, а также систему управления полетом МВТ с двумя ЭВМ, датчик углов атаки по левому борту носовой части, многорежимную систему навигации и применения оружия Elbit S-8600 (альтернативно Elbit/IAI WDNS-141), центральный вычислитель системы воздушных сигналов Taman и ИЛС.Было построено 185 самолетов вариантов С2 и учебных ТС2. После долгих задержек с получением от США разрешения на реэкспорт двигателей J79 в 1982 году 12 Kfir С2 были проданы Эквадору, а 11  Колумбии в 1988-1989 годах. Оба зарубежных заказчика также получили по паре учебных Kfir ТС2. Все колумбийские Kfir ныне доработаны до стандарта С7.

ВВС Шри-Ланки приобрели в 1996 году шесть Kfir С2, а к 2005 году закупили дополнительно еще девять самолетов (четыре  варианта С7). В 2008 году на вооружении 10-й истребительной эскадрильи ланкийских ВВС находились два самолета варианта ТС2, два  С7 и восемь  С2. Эти самолеты широко использовались для ударов по позициям повстанческого движения «Тигры освобождения Тамил-Илама». Практически все сохранившиеся израильские Kfir С2 и ТС2 были доработаны до Kfir С7 и ТС7, соответственно. Обозначение С7 применяется к модернизированным самолетам, поставлявшимся с 1983 года. Они отличались доработанным БРЭО и кабиной в соответствии с концепцией HOTAS. Доработки оборудования включали установку навигационно-бомбар-дировочной системы WDNS-391, системы управления оружием Elbit 82, дисплеями управления вооружением и видеооборудования. Самолеты получили возможность применять высокоточное оружие. Дозаправка в воздухе обеспечивалась установкой или заправочной штанги, или приемника заправки. Большинство С2 израильских ВВС были доработаны до стандарта С7.Не все С2 оснащались системой предупреждения об облучении, но на самолетах позднего выпуска уже была установлена аппаратура Elisra SPS-200, включавшая два полусферических датчика под носовой частью фюзеляжа и два на киле, над рулем направления. Для постановки помех может использоваться контейнер наподобие Elta E/L-8202, подвешенный на внутреннем пилоне крыла. Были введены два дополнительных узла подвески под воздухозаборниками, что позволило довести максимальную массу боевой нагрузки до 6085 кг. Введен новый боевой режим работы двигателя «combat plus», позволявший кратковременно увеличивать тягу до 83,41 кН.

В 1993 году Израиль предложил следующий вариант модернизации  СЮ. Особенностью этой версии стало использование ряда технологий, разработанных для истребителя Lavi, включая новую кабину и РЛС в увеличенном обтекателе, дополнительный запас топлива в ПТБ и возможность установки заправочной штанги.Израиль снял с вооружения оставшиеся Kfir в конце 1990-х годов. Эквадор тогда получил десять новых СЮ, одновременно доработав неустановленное число С2 до этого стандарта (иногда используется обозначение Kfir СЕ).Самолет Cheetah С был разработан в Южной Африке при широкой технической помощи Израиля. Начиная с 2008 года, его должны были заменить на Saab JAS 39С Gripen, но точная дата окончательного снятия Cheetah С с вооружения так и не была объявлена.В феврале 2008 года Колумбия заявила о приобретении у Израиля 24 дополнительных Kfir. Предполагается, что они были доработаны до стандарта СЮ.