История Super Frelon


Во Франции вертолеты Super Frelon в своей изначальной роли были вскоре заменены более современными машинами, но в других странах они по-прежнему активно эксплуатировались. В частности, большой парк вертолетов имели Китай и Ливия. Вертолет показал себя простым и надежным в эксплуатации, оставаясь на службе и сегодня. К 1959 году «Sud Aviation» получила контроль над компанией «Sud-Est» и, изучив информацию по проекту Frelon, приняла решение реализовать программу создания вертолета SA 321 Super Frelon  на него ожидался высокий спрос со стороны военных и гражданских эксплуатантов. Новая машина сохранила силовую установку Frelon, но получила стандартную хвостовую балку, несколько измененный фюзеляж, а также шестилопастный несущий винт (его конструкция во многом походила на примененный на вертолетах фирмы «Sikorsky») и пятилопастный рулевой винт. Два прототипа и четыре предсерийных Super Frelon были облетаны, начиная с 7 декабря 1962 года, причем второй из них был использован для постройки полноценной морской версии машины, отличавшейся наличием двух поплавков (позже последние появились почти на всех машинах семейства).



Впрочем, попытка найти заказчиков на гражданский вариант вертолета оказалась тщетной. Продать удалось всего два вертолета  SA 321F и SA 321), первый из которых (No. 116) налетал в качестве VlP-транс-портного в ВВС Франции с июля 1970-го по январь 1971 года почти 148 часов. ВВС Франции отказались закупать себе Super Frelon, так что главным заказчиком стали национальные ВМС. В декабре 1963 года был размещен контракт на 17 вертолетов, а затем  еще на семь машин.

Серийно выпускались противолодочный и транспортный варианты Super Frelon, имевшие значительную степень совместимости. Фюзеляж  цельнометаллический, типа полумонокок  нижняя его часть имела килеватость и обтекатели-скулы и была выполнена водонепроницаемой для посадки на воду. Военно-морские варианты SA 321G имели складывающиеся лопасти несущего винта и килевую балку для обеспечения хранения на кораблях различных классов и типов. Пилот и второй пилот располагались в кабине, в противолодочном варианте в экипаж дополнительно входили еще и три оператора целевой аппаратуры. В транспортном варианте вертолет мог перевозить десантников или до 15 носилочных раненых при двух сопровождающих. Внутри кабины или на внешней подвеске можно было перевозить груз массой до 5000 кг, также имелась спасательная лебедка на 275 кг. Для облегчения погрузки имелась ручная лебедка «Tirefor».

Часть вертолетов оснащались РЛС ORB 31D Heracles и тактической системой Sylphe — такие SA 321 имели характерные обтекатели в носовой части и на спонсонах (поплавках). На ливийских SA 321GM была установлена более новая РЛС ORB 32WAS Heracles II, отличавшаяся сектором обзора по азимуту 360° и наличием двух антенн размером 72 х 36 см, располагавшихся по одной на каждом спонсоне. Их можно отличить по большей, чем у обтекателей системы Sylphe, высоте. РЛС Heracles II обеспечила вертолету более высокие возможности по поиску, сопровождению и уничтожению боевых кораблей и судов противника.

Франция, один из основных эксплуатантов вертолетов Super Frelon, в начале 2000-х годов располагала только 10 машинами данного семейства, пригодными к полетам, и имелось еще несколько вертолетов  «на запчасти». В последнее время Super Frelon использовались как многоцелевые, транспортные и поисково-спасательные. Средний возраст вертолетов на тот момент достиг уже 24 лет, через несколько лет их было решено списать. В 1968-1978 годах французские вертолеты привлекались для обеспечения ядерных испытаний в акватории Тихого океана. Противолодочные вертолеты поступили на вооружение флотилии 32F из Ланвеок-Поулмик в 1970 году, обычно они привлекались для обеспечения выхода в море и возвращения на базу ПЛАРБ типа «Редутабль», которые дислоцировались в пункте базирования недалеко от Бреста. Вертолеты также базировались на авианосцах «Фош» и «Клемансо».

Ливия получила вертолеты двух модификаций  первые восемь были транспортными SA 321 М. Часть машин, вероятно, была потеряна во время приграничного вооруженного конфликта между Ливией и Египтом в июле 1977 года. Вторая партия  шесть машин  это уже военно-морские SA 321GM. До начала гражданской войны в Ливии на вооружении оставался, по некоторым данным, лишь один SA 321GM. В июне 1986 года Китай обнародовал первые фотографии своего «нового национального вертолета» Changhe Zhishengji-8, который на самом деле являлся лицензионным вариантом Super Frelon. Впоследствии китайская армейская авиация получила 75 вертолетов Z-8 (по некоторым данным, часть машин была передана ВМС).Последним в 1981 году предприятие «Aerospatiale» покинул вертолет SA 321GM, предназначенный для Ливии. Всего было выпущено 110 вертолетов Super Frelon, затем заказчикам стала предлагаться «оморячен-ная» версия вертолета SA 332 Super Puma.