История создания CURTISS C-46 Commando


С-46, самый большой и тяжелый из двухмоторных самолетов ВВС США, разработан на основе пассажирского CW-20. В годы Второй мировой войны С-46 широко использовались в Азии и на Тихом океане, затем приняли участие в корейской войне. Карьера Curtiss С-46 Commando была довольно успешной, но он всегда оставался в тени популярности меньшего по размерам Douglas С-47 Skytrain. Много лет С-46 преследовали слухи о ненадежности. Многие американские ветераны вспоминают о С-46 только в связи со взрывами самолетов на взлете. Они уверены, что это было связано с ненадежностью топливной системы. Но есть и другая память о С-46. Он оказался совершенно необходимым транспортом для переброски грузов через Гималаи в Китай. А после войны долго работал в таких странах, как Чили и Япония.Проект CW-20, а позже С-46, был очень дорогим даже для компании «Curtiss». Разработка началась в 1936 году под руководством Джорджа А. Пейджа. Цель  создание нового авиалайнера для замены Curtiss Condor и других бипланов. В это время Douglas DC-3 уже летал в «American Airlines» и других компаниях, но компания «Curtiss» сделала ставку на более скоростной самолет большей вместимости, оснащенный двумя 18-цилиндровыми Pratt 8f Whitney R-2800-17 Double Wasp мощностью no 1650 л.с. Конструкторы спроектировали машину с фюзеляжем, сечение которого образовывали две сопряженные полуокружности, от чего самолет казался двухпалубным.



Двухкилевой прототип с двумя моторами Wright R-2600 Cyclone мощностью по 1600 л.с. построили на заводе «Curtiss» в Сент-Луисе.Первый полет состоялся 26 марта 1940 года, командир экипажа Эдмунд Т. Аллен. «Curtiss» объявила о новой модели 11 апреля. Новое предназначение самолет получил 7 декабря 1941 года после нападения японцев на Перл-Харбор. Военный потенциал конструкции был очевиден, но теперь он стал первостепенным. Прототип, два киля которого заменили одним, поступил на вооружение авиации Армии США как С-55. В грузовой кабине помещались 40 солдат с полной выкладкой или 33 раненых на носилках, или пять моторов Wright R-3350, или груз эквивалентной массы. Погрузочно-разгрузочные работы легкостью не отличались  откидных законцовок фюзеляжей, опускаемых рамп, роликов в полу кабины тогда просто не существовало. В сентябре 1940 года, когда Армия США заказала 200 С-46, от герметизации кабины отказались. Конструкторам предстояло решить ряд проблем, но главная  протечки крыльевых баков  еще не проявилась.

Первый С-46 поступил в ВВС 12 июля 1942 года, к тому времени США воевали уже восемь месяцев. Производство перенесли на завод «Curtiss» в Баффало, штат Нью-Йорк. Первоначальный заказ пересмотрели в сторону увеличения, это был первый шаг к серии из 3181 Commando.Адаптация аэроплана к требованиям военных оказалась сложна. Только после сборки 25-й машины появился С-46А с большой дверью в борту, усиленным полом грузовой кабины и откидными сиденьями. «Curtiss» пришлось изменить производственную программу и построить новый завод в Луисвилле, штат Кентукки. Цеха оснастили кондиционерами  климат-контроль потребовался для работы с фанерой: «Curtiss» планировала строить полностью фанерные грузовые самолеты С-76 Caravan. Когда от С-76 отказались, серию С-46 перенесли в Баффало, но некоторое количество выпустили в Сент-Луисе. К постройке С-46 подключили также новый завод в Луисвилле.ВВС Армии США также планировали использовать мощности «Higgins Industries, Inc.» в Новом Орлеане, штат Луизиана, для постройки 500 С-46А и 500 С-76. Реально «Higgins» построила всего два С-46А, первый из которых поступил заказчику 1 октября 1944 года.

Компания «Curtiss» вернулась к ХС-46В с не вписанной в обводы фюзеляжа кабиной и построила C-46D, который также получил две грузовые двери и отличался от предшественников моторами. Было построено 17 С-46Е с выступающей кабиной и трехлопастными (вместо четырехлопастных Curtiss Electric) винтами Hamilton Standard. Дальнейшим развитием Commando стал C-46F, более похо жий внешне на первые варианты. Штучные C-46G и ХС-113 использовались для испытаний моторов. На трех конверсиях XC-46L устанавливали более мощные двигатели.

Через несколько месяцев после начала эксплуатации у С-46 выявился роковой дефект: течь крыльевых баков, иногда приводившая к взрыву. Самолеты морской пехоты (R5C) работали на грузовых перевозках в юго-западной части Тихого океана. Кульминацией карьеры С-46 стала переброска миллионов фунтов грузов, предназначенных, прежде всего, войскам китайских националистов. Только С-46 были способны летать на очень большие расстояния  из Индии в Китай через Гималаи.В послевоенные годы большое количество С-46 разошлось по гражданским авиакомпаниям, часть осталась в ВВС США и в ВВС ряда дружественных Штатам стран, включая Китай, Южную Корею и Японию. Японское командование считало С-46 чрезвычайно ценным для обороны страны. В 1950-е годы японские Commando летали крылом к крылу с дислоцированными в Японии С-46 ВВС США.