История эксплуатации C.101 Aviojet


Объем производства реактивных учебно-тренировочных самолетов Aviojet на предприятиях CASA достиг 147 единиц.
Разработанный компанией CASA при участии МВБ и «Northrop» (крыло и воздухозаборники), CASA С.101 строился в вариантах учебного самолета и легкого штурмовика. Заказы на машину поступили из Испании, Чили, Гондураса и Иордании. Контракт на полномасштабное проектирование был подписан 16 сентября 1975 года и предусматривал сборку четырех летных прототипов учебно-тренировочного самолета для ВВС Испании. Самолет предназначался для замены Hispano НА200/220 Saeta, планировалось закупить 120 машин. Прототип выполнил первый полет 27 июня
1977    года, четвертый прототип поднялся в воздух 17 апреля 1978-го. Все четыре машины передали ВВС для испытаний в конце 1978    года.


С целью упрощения производства конструкция самолета выполнена модульной, зарезервированы дополнительные внутренние объемы для БРЭО. Силовая установка включает двухконтурный экономичный двигатель с высокой степенью сжатия. Воздухозаборники расположены чуть впереди и выше крыла умеренной стреловидности. Экипаж из двух человек размещен тандемом, в кабинах установлены катапультные кресла фирмы «Martin-Baker» класса «ноль   ноль». Заднее кресло установлено с превышением относительно переднего. Кабины закрыты фонарем с индивидуальными подвижными сегментами. Шасси убираемое с носовой неуправляемой опорой. Топливо размещено в интегральных крыльевых и мягком фюзеляжном баках. Крыло оборудовано однощелевыми закрылками. В контур управления элеронами включены гидроусилители, управление рулями  ручное. Стабилизатор переставляется в полете с помощью электромотора.
Отличием всех вариантов самолета является не только возможность монтажа шести пилонов для вооружения, но и наличие большого отсека в фюзеляже для пушки, пулеметов, разведаппаратуры или станции постановки помех.

Первоначальный контракт предполагал закупку ВВС Испании 60 тренировочных С.101ЕВ-01, получивших обозначение Е.25 Mirlo. Эти машины оснащались ТРДД Garret TFE31-2-2J тягой 15,57 кН. Вторым контрактом предусматривалась закупка 28 самолетов в базовом учебном варианте для ВВС Чили. Испанские С.101 эксплуатировались авиационной академией в Сан-Хавьере и одной эскадрильей 74-й группы, дислоцированной в Матакане, где велось первоначальное обучение курсантов. Такие самолеты имелись и в испытательной 44-й группе, авиабаза Торрехон. В структуру академии входила пилотажная группа «Patrulla Aquila», выступавшая на С.101. Все самолеты в 1990-1992 годы прошли модернизацию.С. 101 ЕВ обладал лучшими летными данными на малых высотах, но худшими на больших. Экспортные учебно-боевые С.101ВВ оснащались ТРДД TFE731-3-1J на 0,89 кН большей тяги. На стадии постройки на этих самолетах предполагалось использование вооружения (С.101ЕВ ВВС Испании оснащались пилонами, которые никогда не использовались). На каждом из шести пилонов можно было разместить вооружение массой до 500 кг (внутренние), 375 кг (средние) и 250 кг (внешние). В фюзеляжном отсеке устанавливалась пушка или пулеметы, или спецоборудование  все нагрузки взаимозаменяемые.

ВВС Чили получили четыре С.101ВВ-02 постройки компании CASA и восемь постройки ENAER, все они обозначались Т-36. Хотя предназначались самолеты для обучения летчиков, на них были установлены радиодальномеры. В подразделении Ala 41 Brigada их использовали для обучения применению вооружения. Четыре схожих С.101ВВ-03 были поставлены Гондурасу.
Прототип легкого штурмовика С.101СС выполнил первый полет 16 ноября 1983 года. На нем установили двигатель TFE731-5-1J тягой 19,13 кН. На боевом режиме в течение пяти минут двигатель мог развивать тягу 20,91 кН. Масса боевой нагрузки не увеличилась, так как пилоны остались прежними, но максимальная взлетная масса стала больше, что позволяло брать полную боевую нагрузку при полной заправке.

ВВС Чили заказали С.101СС-02 как А-36 Halcon. Первый самолет был построен CASA, за ним последовали 22 сборки ENAER. По ходу производства количество элементов чилийского изготовления в конструкции самолетов увеличивалось, так в Чили стали полностью изготавливать носовые части фюзеляжей. Первый А-36 недолгое время использовался как демонстратор А-36М, летавший с макетами противокорабельных ракет BAe Sea Eagle. Программа А-36М развития не получила. 16 самолетов С.101СС-04 поставили Иордании в качестве самолетов повышенной подготовки летчиков.
Прототип C.101DD с ТРДД TFE731-5-1J и новой авионикой, включая доплеровскую РЛС, ИНС, вычислитель СУВ и ИЛС Ferranti, выполнил первый полет 25 мая 1985 года. Органы управления выполнены согласно концепции HOTAS, установлены приемник предупреждения об облучении ALR-66, устройство отстрела ложных целей. СУВ совместима с УР класса «воздух поверхность» AGM-65 Maverick. Самолет задумывался как учебный для повышенной подготовки и легкий штурмовик, однако заказов на него не поступило. Рекламную кампанию С.101 прекратили в 1996 году.