Гиперзвуковой самолет North American X-15



Одним из самых значимых для развития американской авиации стал проект создания гиперзвуковых экспериментальных летательных аппаратов (ГЗЛА) семейства Х-15. Разработчик был обязан спроектировать и построить ГЗЛА со следующими характеристиками: максимальная высота полета 76200 м, а максимальная скорость  М=6 (6437 км/ч). Программа финансировалась совместно ВМС и ВВС США, последние контролировали проектирование и постройку аппаратов, а Национальный консультационный совет по аэронавтике (НАКА, предшественник агентства НАСА) осуществлял общее техническое руководство.


Официальный запрос на подачу технических предложений по программе был направлен 12 самолетостроительным компаниям 30 декабря 1954 года, а 4 февраля 1955 года четырем моторостроительным компаниям было предложено заключить контракт на разработку и выпуск ракетного двигателя. В конечном итоге с компанией «North American» в ноябре 1955 года был заключен контракт на постройку летательного аппарата по ее проекту NA-240, а с компанией «Reaction Motors Inc.» в сентябре 1956 года был подписан контракт на производство двигателя XLR-99.С самого начала предполагалось, что Х-15 будет запускаться в воздухе с авиационного носителя, поэтому два бомбардировщика В-52 были переоборудованы для запуска данного ГЗЛА  он размещался под правой консолью крыла, между фюзеляжем и ближней к нему парой двигателей (модифицированные самолеты получили обозначение NB-52A и NB-52B).

Особенностями ГЗЛА Х-15 были длинный цилиндрический фюзеляж с боковыми гаргротами (в них находилось оборудование системы управления, различное специализированное оборудование и топливные баки), а также относительно толстые клиновидные основной и подфюзеляж-ный кили  поворотная секция нижнего киля перед посадкой сбрасывалась, чтобы обеспечить приемлемый клиренс основным стойкам-лыжам. Первые два Х-15А вначале оснащались двумя двигателями XLR-11 тягой по 35,58 кН каждый. Первый ГЗЛА поднялся в воздух на носителе NB-52A 10 марта 1959 года, но пуск не выполнялся. 8 июня летчик-испытатель Скотт Кроссфилд совершил первое отделение и безмоторное планирование на ГЗЛА, а 17 сентября он же на втором Х-15А совершил первый полете работающим двигателем.

Однокамерный двигатель XLR-99 предполагалось опробовать на ГЗЛА 15 ноября 1960 года, но из-за аварии со вторым прототипом первый полете данным двигателем совершил лишь третий ГЗЛА. После того как первый Х-15А был отремонтирован после летного происшествия, он получил новый двигатель, и все три ГЗЛА приступили к следующему этапу программы испытаний. Было выполнено почти 200 полетов, причем на втором ГЗЛА после аварии 9 ноября 1962 года были внесены конструктивные изменения: фюзеляж был удлинен на 0,74 м, аппарат получил внешние дополнительные топливные баки и термозащитное покрытие. Под обозначением Х-15А-2 данный аппарат совершил первый полет 28 июня 1964 года, а затем достиг максимальной высоты 107 960 м и максимальной скорости 7297 км/ч.