Фоторазведывательный самолет Canberra

Самолет Canberra, принятый на вооружение британских ВВС как бомбардировщик, показал беспрецедентные летные данные; он летал быстрее и выше, чем реактивные истребители, а по маневренности также превосходил многие из них. Однозначно, Canberra обладал огромным потенциалом, поэтому адаптация самолета к выполнению новых заданий началась немедленно. Очевидным виделось использование Canberra в качестве фоторазведчика (PR). Небольшое число В.Мк 2 доработали для выполнения секретных разведывательных заданий; на некоторых машинах установили длиннофокусные фотоаппараты, предоставленные ЦРУ США.На основе В.Мк 2 спроектировали специализированный разведчик PR.Mk 3, сочетавший «сухое» крыло и двигатели В.Мк 2 с новым фюзеляжем. Вместо бомбоотсека разместили дополнительный топливный бак (впереди) и отсек для осветительных ракет (сзади). Перед передним топливным баком устроили отсек для панорамных фотоаппаратов. Камеры для плановой съемки установили за отсеком для осветительных ракет  там, где на бомбардировщике находился задний отсек БРЭО.


Прототип PR.Mk 3, VX181, выполнил первый полет 19 марта 1950 года, а первый серийный разведчик поднялся в воздух 31 июля 1952    года. Всего построили 35 единиц PR.Mk 3, поступивших в1953    году на вооружение 540-й эскадрильи, часть самолетов передали еще в 82-ю эскадрилью. Оснащенный дополнительным баком PR.Mk 3 обладал самой большой среди Canberra первого поколения дальностью полета. На PR.Mk 3 выполнили несколько рекордных полетов, в числе которых участие в гонках Англия — Новая Зеландия в 1953 году.Бомбардировщик В.Мк 6, Canberra второго поколения, отличался интегральными баками в крыле и был оснащен более мощными ТРД Avon Мк 109. Развитием самолета В.Мк 6 стал PR.Mk 7. Прототип PR.Mk 7 впервые поднялся в воздух 28 октября 1953 года.74 самолета PR.Mk 7 пришли на смену PR.Mk 3, часть которых передали в 231-й тренировочный отряд и 69-ю эскадрилью (позже переформирована в 39-ю эскадрилью), размещенную в ФРГ и на Мальте. Дольше всего, до снятия с вооружения PR.Mk 7 в 1969 году, PR.Mk 3 летали в 231 -м отряде.

На пике карьеры самолеты PR.Mk 7 состояли на вооружении 81-й эскадрильи на Дальнем Востоке, 13-й и 390-й эскадрилий на Ближнем Востоке и 17-й, 31-й и 80-й эскадрилий,дислоцированных в ФРГ. PR.Mk 7 принимали участие в англо-французской Суэцкой кампании, а также в боевых действиях в Малайе, Кении и ряде других колониальных конфликтов. На вооружении 13-й эскадрильи PR.Mk 7 продержались до декабря 1981 года. Четыре самолета применялись в качестве калибровщиков до 1998 года.Финальной разведывательной модификацией стал PR.Mk 9, оптимизированный для полетов на больших высотах. На PR.Mk 9 стояли ТРД Avon Мк 206, была увеличена площадь крыла за счет больших размаха и хорды внешних секций. Прототип сохранил фюзеляж от PR.Mk 7; первый полет он выполнил 8 июля 1955 года. На серийных самолетах PR.Mk 9 фонарь кабины открывался влево вбок, как у истребителей. Вся носовая часть фюзеляжа открывалась вбок для обеспечения штурману доступа в свою кабину.

PR.Mk 9 мог летать на высотах порядка 18000 м, на вооружении частей первой линии он оставался до 1982 года. Карьера PR.Mk 9 до сих пор покрыта завесой тайны, но точно известно, что эти разведчики выполняли полеты над странами Восточной Европы и СССР, а также над Гватемалой; на самолетах стояла американская длиннофокусная фотоаппаратура для перспективной съемки. Весьма вероятно, что PR.Mk 9 использовались над Северной Ирландией и во время фолклендской войны (с авиабаз в Чили).PR.Mk 9 эксплуатировались до 2006 года. Самолеты неоднократно модернизировались. Дорабатывалось, прежде всего, целевое оборудование. На PR.Mk 9 установили современные оптоэлектронные системы; такие машины летали над Балканами, Афганистаном, Ираком.Покупателями Canberra в варианте разведчика стали Аргентина (уцелевшие В.Мк 62 переделали в PR), Чили (три PR.Mk 9, с вооружения сняты) и Венесуэла (два PR.Mk 83).