Эксплуатация самолета J-8II


В настоящее время эксплуатируется относительно немного J-8, однако прошло почти 40 лет, прежде чем самолет достиг заданных характеристик и приобрел возможность использовать вооружение класса «воздух—поверхность».
В середине 1980-х годов Китай предпринимал попытки оснастить собственные истребители современным БРЭО, но неожиданная помощь пришла со стороны США, когда президент Рейган счел Китай потенциальным союзником США в холодной войне с СССР.

В рамках программы по технологической кооперации «Peace Pearl» США оказали помощь в оснащении J-8II американским оборудованием.Работы велись в кооперации с компанией «Grumman», а ядром модернизации стали установка РЛС APG-66, компьютера, ИЛ С, интерфейса MIL STD 1533 и нового приборного оборудования. В рамках первоначального соглашения доработку прошли 45 J-8II, но программу «Peace Pearl» свернули в 1989 году после событий на площади Тянь-аньмэнь.


После сворачивания сотрудничества с США фирма «Shenyang» продолжила работы своими силами, в результате чего появился J-8B, который впервые поднялся в воздух в ноябре 1989 года. На самолете установили самое современное на тот момент китайское БРЭО, включая моноимпульсную РЛС Type 208А, ИЛС, ИНС и приемник GPS, TACAN. Самолеты поздней постройки оснащены импульсно-доплеровской РЛС KLJ-1 и всера-курсным приемником предупреждения об излучении. Несмотря на значительные усилия, на момент поступления войска в 1996 году J-8B не обладал возможностью вести воздушный бой вне пределов прямой видимости. Развитием J-8B стал самолет J-8D с фиксированным топливо-приемником, позволявшим дозаправляться от танкеров Н-6. Первый опытный самолет с системой дозаправки в воздухе поднялся в воздух в ноябре 1990 года, первый сухой контакт с танкером был выполнен два года спустя. В войсках J-8D появился в 1996 году, примерно одновременно с J-8B.

После провала программы «Peace Pearl» Китай стал искать другие источники технической помощи, обратившись, в первую очередь, к Израилю и России, отношения с которой улучшились в начале 1990-х годов. Началась реализация двух программ совершенствования J-8.По первой программе, с использованием израильских технологий, велась разработка J-8C (J-8III). Работы начали в 1991 году, основой модернизации стала установка импульсно-доплеровской РЛС на основе израильской РЛС Elta EL/M-2035, цифровой СУВ и приборного оборудования на основе МФИ. Установили также новейшие двигатели WP-14. Построили два прототипа, первый из которых выполнил первый полет в 1993 году. Работы свернули в конце 1990-х годов главным образом по причине закупки Су-27, но опыт создания J-8C использовали при разработке J-8F.

Другая программа модернизации J-8 велась в кооперации с Россией. Самолет F-8IIM предназначался для экспорта и сочетал планер J-8II с российским БРЭО. На самолете установили РЛС «Жук», в ассортимент вооружения включили УР «воздух—воздух» Р-27Р и ПКР Х-31А. F-8IIM оснащен двигателями WP-13B.Прототип F-8IIM, построенный «Shenyang» без государственного финансирования, выполнил первый полет 31 марта 1996 года. Хотя истребитель предназначался для экспорта, «Shenyang» пыталась заинтересовать в своим изделии и Китай. Самолет не нашел заказчиков ни внутри, ни вне Китая.Ключевым аспектом технического задания 1960-х годов являлась способность J-8 вести загоризонтный воздушный бой ракетами большой дальности. Обеспечить такую возможность промышленность Китая не могла до конца 1990-х годов, когда появился J-8H с новой РЛС KLJ-1 и обновленным БРЭО.

3 состав его вооружения вошли УР «воздух—воздух» PL-11 (лицензи-энный вариант УР Selenia Aspide). Некоторые изменения были внесены в аэродинамику J-8H.В войска J-8H начал поступать в 2002 году. Часть J-8H доработали в I-8D, вероятно, некоторое количе-:тво J-8D построено с нуля, однако главный приоритет получил более :овершенный J-8F.На J-8F установили РЛС JL-10, эбеспечивающую применение УР PL-12 с активной радиолокационной ГСН (аналог американской УР AIM-120). РЛС способна работать в режиме поражения наземных целей, позволяя применять ПКР и управляемое вооружение с лазерным и GPS наведением. J-8F оснащен двигателями WP-13BII, «стеклянным» приборным оборудованием кабины, на крыле установлены перегородки, как на J-8H. Первый полет J-8F выполнил в 2000 году, на вооружение принят в 2003 году. Это наиболее совершенный вариант в семействе; малосерийное производство J-8F, предположительно, продолжается.На разведчике JZ-8F вместо 23-мм пушки установлено фотооборудование. Есть информация о модификации J-8G, предназначенной для уничтожения РЛС и вооруженной КР YJ-91 (копия российской УР Х-31П).

В 2004 году «Shenyang» перепроектировала экспортный F-8IIM, установив вместо российского БРЭО китайское от J-8F. Неизвестно способен ли данный вариант нести вооружение российской конструкции. Интереса со стороны потенциальных заказчиков самолет снова не вызвал.Китай продолжает совершенствовать J-8II, несмотря на появление более современных истребителей, таких как Chengdu J-10 и Су-27. В ходе модернизации устанавливаются более совершенное БРЭО, новые двигатели, расширяется ассортимент высокоточного вооружения. Изменения внедряются как на новые самолеты, так и на проходящие ремонт истребители.Большие размеры J-8II сделали его пригодным для использования в качестве испытательной платформы. В 1990-е годы один J-8II доработали для испытаний ЭДСУ; самолет разбился, после чего его заменили аналогично модернизированным J-8I.