Двухместный учебно-боевой Су-27УБ

Двухместный учебнобоевой вариант получил обозначение Су-27УБ. От одноместной машины он отличался удлиненной носовой частью фюзеляжа, в которой размещались две кабины под общим фонарем. Была увеличена высота и площадь килей, также возросла площадь тормозного щитка. Нормальная взлетная масса увеличилась на 740 кг. Прототип Т-1 ОУ-1 совершил первый полет 7 марта 1985 года.

Серийное производство Су-27УБ началось в 1986 году, а поставки самолетов заказчику  в 1987 году. До поступления достаточного числа этих машин в полках для переучивания и подготовки на Су-27 использовались разные самолеты МиГ-23УБ, Су-17У и МиГ-29УБ.Базовый Су-27 послужил основой для создания многочисленных вариантов, некоторые из них остались опытными, а некоторые пошли в серию (или как вариант модернизации). В НАТО все эти машины сохранили обозначение «Flanker-A/-B».Обозначения Су-27П и Су-27ПД использовались для самолетов-демонстра-торов с большой дальностью и продолжительностью полета.

Обозначение Су-27СМ («Flanker-В Мо<±1») используется для модернизированных самолетов ВВС России. Они сохранили кабину с аналоговыми приборами, но получили возможность нести ракеты класса «воздух-воздух» Р-77 и ряд высокоточных боеприпасов класса «воздух—поверхность». Первый из примерно 75 самолетов был поставлен в 2003 году. Российские ВВС также получают доработанные самолеты стандарта Су-27СМ2 и эквивалентные им Су-27СМЗ новой постройки, отличающиеся усиленным планером, что позволило несколько увеличить максимальную взлетную массу, цифровой кабиной, новой аппаратурой РЭБ и расширенным набором вооружения.Су-27СК и близкий ему по конструкции двухместный Су-27УБК  экспортный вариант Су-27 с упрощенными основными системами (такими как РЛС и система РЭБ), но расширенными ударными возможностями. Они поставлялись в такие страны, как Вьетнам, Индонезия, Китай и Эфиопия. Эти самолеты принимали участие в боевых действиях в руках ангольских и эфиопских пилотов.В китайском Шеньяне была собрана большая часть из 105 Су-27СК (из поставленных Россией комплектов), а также построено небольшое количество лицензионных машин, получивших обозначение J-11. Кроме того, в Шеньяне был разработан модернизированный вариант с китайским вооружением и авионикой (возможно, и двигателями WS-10), получивший обозначение J-11 В. Одноместный многоцелевой вариант с цифровой кабиной, системой дозаправки и возможностью нести высокоточное оружие предлагается под обозначением Су-27СКМ.