Дневной истребитель North American F-86 Sabre


Авиации Армии США (USAAF) требовался новый дневной истребитель и истребитель сопровождения. Были разработаны соответствующие технические требования к самолету. Компания «North American» в ответ на поступивший запрос разработала проект самолета NA-140. Контракт на постройку двух прототипов, получивших обозначение ХР-86, был заключен в конце 1944 года. Но когда стали доступны германские исследования стреловидного крыла, компания «North American» договорилась с USAAF о применении на ХР-86 стреловидных крыла и хвостового оперения. Изменение конструкции привело к отставанию работ на год от запланированных сроков. Первый полет прототип выполнил 1 октября 1947 года с двигателем, построенным компанией «Chevrolet»,  General Electric TG-180 (J35-C-3) тягой 16,68 кН. 25 апреля 1948 года в воздух впервые поднялся опытный YP-86 с ТРД General Electric J47, в пологом пикировании эта машина достигла скорости звука.


На первом серийном варианте Р-86А стоял ТРД General Electric J47-GE-1 тягой 21,57 кН, первый полет истребитель Р-86А вы полнил 20 мая 1948 года. Через месяц ВВС США изменили систему обозначений авиационной техники, и Р-86А превратился в F-86A. В 1949 году истребитель получил еще и наименование Sabre. Первые F-86A поступали на вооружение 1-й, 4-й и 81-й истребительных групп, а первой строевой частью стала 94-я эскадрилья 1-й истребительной группы, которая начала получать машины с февраля 1949 года. Построено 554 истребителя F-86A, большинство с ТРД J47-GE-3/-7/-9/-13 тягой 23,13 кН. За вариантом «А» последовали F-86E с цельноповоротным стабилизатором и F-86F с доработанным крылом (построено 1539 машин). Flo самым массовым вариантом стал всепогодный перехватчик и ночной истребитель F-86D  построено 2054 машины. Строились также истребитель-бомбардировщик F-86H (477 машин) с более мощным ТРД J73 и F-86K (120), упрощенный вариант F-86D.

Под обозначением TF-86 выпускались двухместные учебно-тренировочные истребители, предназначенные для подготовки летчиков F-86F. Обозначение F-86L присвоили 827 самолетам F-86D после оснащения их крылом увеличенного размаха и установки нового БРЭО. F-86B с фюзеляжем большего сечения и колесами шасси увеличенного диаметра, так же как и F-86C с новым фюзеляжем, в серийное производство не передавались. Помимо компании «North American» истребители строились по лицензии в Монреале компанией «Canadair Ltd», которая собрала 290 самолетов Sabre Mk 2,  из них 230 для ВВС Канады и 60 для ВВС третьих стран. В Канаде построили также варианты Sabre Mk 3, использовавшийся для испытаний ТРД Orenda, 370 Sabre Mk 4 с ТРД Orenda 10 тягой 28,26 кН для британских ВВС и 655 Sabre Mk 6 с ТРД Orenda 14 тягой 32,35 кН.Австралийская компания «Commonwealth Aircraft Corporation» также привлекалась к выпуску Sabre  она дорабатывала фюзеляж под установку двух 30-мм пушек Aden и ТРД Rolls-Royce Avon 26 тягой 33,35 кН. Для ВВС Австралии построено: 21 самолет варианта Sabre Mk30,20 Sabre Mk 31 и 69  Sabre Mk 32 с двигателями австралийской постройки. Итальянская компания «Fiat» собрала 221 самолет F-86K из машинокомплектов, выпущенных «North American». В Японии «Mitsubishi» возглавила группу фирм, занятых сборкой Sabre из американских комплектующих: собрано около 300 машин, подобных вариантам F-86F и RF-86F.

Потребность ВМС и КМП США в истребителе-бом-бардировщике для замены FJ-1 Fury привела к заключению контракта на постройку трех прототипов XFJ-2 Fury, близких к варианту F-86E ВВС США, но оснащенных тормозными гаками и удлиненной носовой опорой шасси с захватами для катапульты. За прототипами построили 200 серийных истребителей FJ-2 со складывающимися консолями крыла.На FJ-3 (построено 538) увеличили сечение фюзеляжа и устанавливали ТРД Wright J65-W-2 (35,76 кН) или J65-W-4 тягой 34,02 кН.152 самолета FJ-4 (позже F-1Е) с ТРД Wright J65-W-16А тягой 34,25 кН были оптимизированы для нанесения ударов по наземным целям. На истребителях-бомбар-дировщиках FJ-4B (позже AF-1Е, построено 222) полностью пересмотрели конструкцию планера.Считается, что истребитель F-86 великолепно зарекомендовал себя в Корее, хотя и несколько уступал МиГ-15 в летных характеристиках. Sabre состояли на вооружении не только в странах НАТО и Британского содружества, но и поставлялись странамтретьего мира. Значительное количество F-86 позже доработали в беспилотные мишени QF-86.