Cтратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160

Данный стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 стал одним из 19 самолетов, переданных, начиная с апреля 1987 года, 184-му Гвардейскому тяжелому бомбардировочному авиаполку (ГвТБАП) в Прилуках (Украина). После распада Советского Союза авиабаза в Прилуках отошла к Украине, после длительных переговоров оставшиеся после сокращений в рамках договора СНВ-1 восемь бомбардировщиков Ту-160 в 1999-2000 годах были переданы России в счет украинского госдолга. Еще один бомбардировщик остался в Полтавском музее авиации и космонавтики.

Четыре турбореактивных двигателя НК-32 установлены под крылом по два в симметрично расположенных гондолах и имеют максимальную тягу на форсаже по 25000 кгс (245,7 кН) и тягу на крейсерском режиме полета по 14000 кгс (137,2 кН) каждый. НК-32 трехвальный, двухконтурный, со смешением потоков на выходе и общей форсажной камерой. Степень двухконтур-ности составляет 1,45.В соответствии со своим предназначением  нанесение ударов по стратегически важным объектам противника, в том числе при условии прорыва мощной системы ПВОТу-160 оснащен современным бортовым комплексом обороны «Байкал». В его составе имеются различные средства обнаружения угроз со стороны средств ПВО и самолетов противника (станция предупреждения о радиолокационном облучении и теплопеленгатор обнаружения ракет и самолетов в задней полусфере), а также системы радиоэлектронного противодействия и автоматы отстрела ловушек и ложных целей. Аппаратура комплекса обороны размещена в хвостовом конусе (АПП-50 на 72 патрона), в обтекателе на киле, в наплыве крыла. Внизу хвостового конуса расположен также отсек тормозного парашюта.Киль является двухсекционным. Нижняя часть киля закреплена на фюзеляже, а верхняя поворотная часть установлена на неподвижной части и имеет трапециевидную форму. Площадь всего киля с форкилем составляет порядка 42 м2, а площадь поворотной части  чуть больше 19 м2. Примерно на 1/3 высоты киля установлен цельноповоротный стабилизатор, в неподвижной части киля расположены агрегаты системы управления и опорно-поворотные узлы консолей стабилизатора и верхней части киля. В обтекателе, вынесенном за заднюю кромку киля, находится аппаратура системы РЭБ.

Каждая консоль крыла имеет четырехсекционный предкрылок (расположен по всему размаху передней/носовой части ОЧК), трехсекционный двухщелевой закрылок (внутренняя задняя/ хвостовая часть ОЧК), шестисекционный интерцептор (перед закрылком) и флаперон (внешняя задняя/хвостовая часть ОЧК). Кроме того, крыло имеет подвижные шторки, закрывающие снизу щель у крайней секции закрылка.Крыло  низкорасположенное, стреловидное, с поворотными отъемными частями крыла (ОЧК) трапециевидной в плане формы и возможностью изменения угла стреловидности от 20° до 65° (20° взлет и посадка, 35°  крейсерский полет, 65°полет на сверхзвуке). Крыло имеет большой корневой наплыв, а отъемные части много-лонжеронной кессонной конструкции соединяются с центропланом при помощи поворотных узлов. В корневой части консолей имеются поворотные гребни  отклоняемые корневые части закрылков, синхронно отслеживающие поворот консолей от крейсерского режима до максимальной стреловидности.Ту-160 имеет два отсека вооружения длиной 11,28 м и шириной 1,92 м, расположенных один за другим в фюзеляже между'мотогондолами двигателей. В каждом отсеке может располагаться многопозиционное катапультное устройство барабанного типа МКУ-6-5У, на котором могут подвешиваться шесть крылатых ракет семейства Х-55 или 12 ракет малой дальности Х-15 класса «воздух—поверхность». Кроме того, Ту-160 может применять обычные или управляемые (корректируемые) авиабомбы.

Основным оружием Ту-160 является крылатая ракета воздушного базирования (КРВБ) семейства Х-55, оснащаемая ядерной (мощностью 200 кт) или обычной (вариант Х-555) боевой частью и предназначенная для поражения стратегически важных объектов. Кроме того, для поражения различных целей, преимущественно объектов ПВО, самолет может нести до 24 ракет малой дальности Х-15С класса «воздух—поверхность».Ту-160 оснащен дублированной инерци-альной навигационной системой, системой астронавигации и аппаратурой спутниковой навигационной системы. Место положения самолета постоянно отображается на индикаторе штурмана. Установленная в носовой части РЛС обеспечивает Ту-160 возможность маловысотного полета.Перед кабиной экипажа расположен большой радиопрозрачный обтекатель оживальной формы. Под ним располагается антенна и оборудование бортовой РЛС переднего обзора, составляющей основу прицельно-навигационного комплекса «Обзор-К» (разработчик Холдинговая компания «Ленинец»). Между обтекателем и кабиной расположен носовой отсек оборудования, в котором размещены блоки БРЭО. Бортовая РЛС импульсно-доплеровская, предназначена для обнаружения воздушных и наземных (морских) целей и отличается высокой разрешающей способностью, что позволяет корректировать работу ИНС. Там же установлена РЛС следования рельефу местности «Сопка».Внизу носовой части Ту-160 расположены опти ко-эл ектрон н ы й бомба рд и ровоч ны й прицел ОПБ-15Т, предназначенный для прицеливания при выполнении бомбометания в дневных условиях и при низком уровне освещенности, а также телевизионная камера, обеспечивающая обзор вперед/вниз.