Cамолет A-6 Intruder


Появление A-6 Intruder (до 1962 года  A2F) ознаменовало начало новой эры ударной авиации ВМС США. Кроме базового варианта А-6А строился и целый ряд модификаций.Cамолет A-6 Intruder поступил на вооружение авиации ВМС США в 1963 году и совершенствовался на протяжении всей своей службы. Строились несколько различных модификаций, включая базовый и специализированные штурмовые варианты (включая А-6С SEA TRIM), само-леты-заправщики и самолеты РЭБ.


Основной упор в ходе создания различных модификаций Intruder и их модернизации делался на БРЭО. Характерная бульбообраз-ная форма носовой части появилась у A2F-1 Intruder благодаря радиолокационному оборудованию и оборудованию навигационно-бомбардировочной системы (NWDS), которые обеспечивали всепогодное боевое применение нового штурмовика.Под большим обтекателем размещались антенны сразу двух РЛС  Norden AN/APQ-92 для поиска целей и Naval Avionics Facility AN/APQ-88 для их автоматического сопровождения, а также картографирования местности впереди по курсу самолета (последняя была заменена затем на AN/APQ-112). Впрочем, обе РЛС были лишь одним из элементов более глобальной системы, получившей название DIANE  от «digital integrated attack and navigation equipment», то есть «комплексное цифровое прицельно-навигационное оборудование».

«Grumman» приступила к постройке первого самолета в 1959    году, а в сентябре того же года прошла макетная комиссия. A2F-1 Intruder получился отличной машиной, получившей, в частности, впервые многофункциональный индикатор на ЭЛТ, на который выводилась вся необходимая летчику информация, а также современный командно-пилотажный индикатор и комплексную систем) управления вооружением. В конце 1959 года проект A2F-1 был «заморожен», последние изменения, внесенные в него, предусматривали увеличение размаха крыла на 0,6 м (для улучшения управляемости самолета), а также увеличение запаса топлива на 454 кг, что позволило увеличить дальность полета без внешних подвесок до 2900 км. В марте1960    года был подписан контракт на восемь опытных самолетов, первый из них был выкачен 14 апреля 1960 года. Прототип A2F-1, № 147 864, построенный на заводе компании «Grumman» в Бетпейдже, не имевший РЛС и навигационно-бомбардировочной системы, был облетан летчиком-испытателем Робертом Смитом 19 апреля 1960 года. Во время первого полета, выполнявшегося с аэродрома в Калвертоне, он совершил перелет в Бетпейдж и выполнил «почетный» проход на малой высоте над заводом-из-готовителем. Шасси в полете не убиралось, а при заходе на посадку Р. Смит отклонил сопла двигателей на максимальный угол и снизил скорость до 195 км/ч.

Серьезных недостатков в ходе испытательного полета выявлено не было, хотя инженерам пришлось переработать воздушные тормоза и хвостовое оперение. Кроме того, на серийных машинах решено было ставить двигатели с неповоротными соплами. Летчики положительно отзывались о новых индикаторах на ЭЛТ, но его все равно несколько раз перепроектировали. 28 июля 1960 года был облетан второй опытный A2F-1, № 147 865, который также не имел РЛС, а на четвертом опытном самолете уже установили полный комплект DIANE и топливоприемную штангу.Первоначально Grumman A2F-1 получил обычные перфорированные воздушные тормоза, размещенные в хвостовой части фюзеляжа и предназначенные для применения в ходе пикирования и полетов на малых скоростях в районе авианосца. Однако в ходе испытаний летчик-испытатель Эрни Вондер Хейден выявил низкую эффективность работы таких воздушных тормозов  временное решение заключалось в переносе горизонтального оперения на 40 см назад (начиная с третьего
самолета, № 147 866). Но проблема полностью устранена не была, поэтому с 26-го самолета стали устанавливать дополнительные тормозные щитки на нижней и верхней поверхностях законцовок крыла. Летчик мог выбирать, какие из них использовать в данный момент, хотя при заходе на посадку на авианосец использовались только крыльевые тормозные щитки, но затем от фюзеляжных тормозов на А-6А Intruder отказались вовсе.


После первого этапа эксплуатации ВМС США разработали ряд программ модернизации Intruder, которые осуществлялись на протяжении более чем 30 лет и привели к появлению огромного количества модификаций, в которых непосвященный человек может просто запутаться. В середине 1966 года ВМС США одобрили программу усовершенствования бортовых систем (SIP — от Systems Improvement Program), предусматривавшую модернизацию радиолокационного оборудования А-6 самолеты получили модернизированную РЛС Norden AN/APQ-92 и новую РЛС AN/APQ-112. До этого носовой обтекатель машины был черного цвета, но с этого момента он стал светлой окраски и выполнялся из более легкого материала (неопрен), что улучшило работу РЛС и повысило антикоррозийную стойкость.

Особенно ярко высокий боевой потенциал самолетов Intruder, поступивших на вооружение ВМС США, проявился во время войны во Вьетнаме. В боевых действиях на этом ТВД принимали участие самолеты двух модификаций, А-6В и А-6С, которые были во многом специально адаптированы для этой задачи. Кроме того, 11 июня 1969 года в Калвертоне под управлением М.Дж. Берка и Д. Р. Кука был облетан первый самолет специализированной модификации А-6С SEA TRIM (South-East Asia Trail/Roads Interdiction Multisensor; № 155647). Главной отличительной особенностью новой машины, созданной путем переоборудования серийного А-6А, стала оптоэлектронная система TRIM (применялась ранее на Lockheed АР-2Н Neptune из 21-й эскадрильи тяжелых штурмовиков), размещавшаяся в подвесном контейнере, включавшая ИК-станцию переднего обзора и ТВ-камеры для низких уровней освещенности (LLLTV), и позволявшая обнаруживать не радиоконтрастные цели, такие как личный состав противника, склады и другие хорошо замаскированные в джунглях объекты. Кроме того, самолет оснащался системой обнаружения выхлопа автомобильных двигателей Black Crow.26 мая 1970 года самолет был принят на вооружение ВМС США. Было поставлено 12 самолетов А-6С SEA TRIM — они поступили в 34-ю, 35-ю и 165-ю штурмовые эскадрильи. Впрочем, в боевых операциях принимали участие только самолеты 165-й эскадрильи.Позже 11 оставшихся А-6С были переоборудованы в А-6Е, их судьба ожидала большинство А-6А, а остальные машины переоборудовались в самолеты-заправщики KA-6D или самолеты РЭБ ЕА-6А. Всего было выпущено 488 самолетов А-6А, следующей основной серийной модификацией штурмовика стал А-6Е.