Cамолет MR.Mk 2

 

 Самолет варианта MR.Mk 2 из 205-й эскадрильи Дальневосточных ВВС Великобритании, которая базировалась в Чанги, Сингапур. Эскадрилья была сформирована в 1929 году в Силитаре на основе дальневосточного звена. Более 30 лет на вооружении эскадрильи состояли летающие лодки. Свой первый Shackleton эскадрилья получила в мае 1958 года и эксплуатировала эти машины (сначала Mk 1А, затем Мк 2) до вывода частей британских ВВС из Сингапура в октябре 1971 года.


Задняя кабина

В задней части кабины размещены два рабочих места операторов целевого оборудования, кресла развернуты в сторону хвостовой части. Основная входная дверь установлена по правому борту за рабочим местом оператора. Дальше находится туалет марки Elsan, работающий на основе химических реагентов. В хвостовой части фюзеляжа оборудовано лежачее место для наблюдателя, законцовка фюзеляжа застеклена.


Схема окраски

Изначально самолеты Shackleton окрашивались по серо-белой схеме Берегового командования периода Второй мировой войны, но затем машины стали полностью окрашивать в средне-серый цвет. Верхние поверхности самолетов, летавших за пределами Британии, окрашивали в белый цвет для лучшего отражения солнечных лучей с целью снижения нагрева аппаратов. У изображенного самолета в белый цвет окрашено также крыло для снижения нагрева топливных баков.


Разведывательное оборудование

В хвостовой части фюзеляжа находятся два куполообразных обтекателя, закрывающих разведывательное оборудование. Под передним обтекателем установлены панорамные фотоаппараты F24 для дневной съемки и F97 для ночной съемки. Задний обтекатель закрывает плановый фотоаппарат F24. Для подсветки при ночной съемке используются осветительные ракеты. Для удобства доступа к фотоаппаратуре створки обтекателей выполнены открывающимися.


РЛС

Основным назначением Shackleton являлась борьба с подводными лодками. Для поиска субмарин самолет оснащен мощной РЛС, установленной в убираемом обтекателе на нижней поверхности фюзеляжа. РЛС может находиться в трех позициях: полностью убрана (когда не используется), в по-луубранном (при работе в режиме поиска) и в полностью выдвинутом положении (в режиме атаки).


Кают-компания

Пространство за кабиной за задним лонжероном крыла после демонтажа верхней стрелковой точки (штатная для Мк 2) стали использовать как кают-компанию. Здесь была оборудована кухня с электроплитой, установлены стол и бак для питьевой воды емкостью 45 л. Ближе к хвостовой части в кают-компании по левому борту оборудовали спальные места для двух человек.


Бомбоотсек

В большом бомбоотсеке (10,21 х2,29х 1,22 м) возможно размещение 15 бомб  в пять рядов по три бомбы в ряду. Каждый ряд укладывается на земле, а затем поднимается в бомбоотсек с помощью лебедки. Предусмотрена возможность инспекции бомбоотсе-ка в полете, доступ в бомбоотсек осуществляется через люк в полу кабины.


Аппаратура РЭБ

Начиная с Shackleton MR.Mk 2 Phase 2, на самолеты ставилась аппаратура постановки помех AR118144 Orange Harvest. Самолеты с такой аппаратурой легко опознать по антенне на верхней поверхности фюзеляжа, напоминающей своим обликом маяк.


Топливо

Топливо размещено в четырех крыльевых межлонжеронных баках. Суммарная вместимость баков составляет 14965 л. При необходимости предусмотрена возможность монтажа дополнительного бака в бомбоотсеке. Сначала вырабатывается топливо из внутренних крыльевых баков.


Радиооборудование

Shackleton оснащался очень мощным для своего времени радиотехническим оборудованием, включая внутренние переговорные устройства и радиостанции дальней связи, работающие в диапазонах HF, VHF и UHF. Также в состав оборудования входила система госопознавания.


Носовые пушки

В носовой части фюзеляжа установлены две 20-мм пушки Hispano No.1 Mk 5 с боекомплектом по 300 снарядов. В вертикальной плоскости пушки могут поворачиваться в диапазоне от -5° до +60°, в горизонтальной  в секторе +/-20°.


Бомбардировочный прицел

Бомбардир при выполнении атаки занимает положение лежа и работает с оптическим прицелом Мк 3 LLBS и панелью управления Туре Е. Бомбардировочный прицел позволяет выполнять атаки с высот даже менее 300 м. Бомбометание с больших и средних высот выполняется с использованием прицела Mk 1.