Бомбардировщик Xian Н-6

Xian Н-6, китайский вариант Ту-16, на протяжении многих лет был основным средним бомбардировщиком этой страны. Н-6 остается на вооружении боевых частей китайских ВВС и ВМС уже полвека, ныне являясь носителем крылатых ракет, а также используется для решения ряда второстепенных и специальных задач.Собираясь создать собственные силы стратегических бомбардировщиков, Китай в конце 1950-х годов достиг соглашения с СССР о лицензионном производстве самолетов Ту-16 на авиационном заводе в Сиане (Xian). Для начала СССР поставил несколько комплектов, сборка которых осуществлялась в Китае. Первый из этих самолетов взлетел в 1959 году. В 1963-1964 годах один из них был переделан в носитель ядерного оружия, и 14 мая 1965 года с него была сброшена первая китайская атомная бомба. В июне 1967 года с него сбросили первую китайскую водородную бомбу.


Тем временем советско-китай-ские отношения ухудшились, что негативно сказалось на программе производства, и первый самолет китайской постройки взлетел лишь в 1968 году. Хотя завод в Сиане получил оригинальные чертежи, многие комплектующие были созданы методом реверсной инженерии, в том числе и двигатели Микулина АМ-3, получившие китайское обозначение WP-8.Выпуск бомбардировщика Н-6А начался в 1970 году. Было построено более 100 самолетов, включая небольшую партию для Египта. Этот вариант был рассчитан на применение обычных свободнопадающих бомб  обычных и ядерных. В начале 1980-х годов появился вариант H-8AII с незначительными доработками. Перед этим в Сиане прошел испытания один самолет в варианте H-8I, оснащенный четырьмя двигателями Rolls-Royce Spey. В дальнейшем на базе Н-6А были созданы разведчик Н-6В и бомбардировщик Н-6С с аппаратурой РЭБ.В 1970 году был испытан Н-6, оснащенный пилонами под крылом для запуска беспилотных мишеней, что дало новую жизнь самолету, уже ставшему слишком уязвимым в качестве обычного бомбардировщика.

После некоторой задержки было принято решение о разработке ракетоносного варианта H-6D для авиации ВМС Китая, совершившего первый полет в сентябре 1981 года. Способный нести под крылом две противокорабельные ракеты YJ-6 (С-601), этот вариант поступил на вооружение ВМС в 1985 году. Четыре такие машины были поставлены Ираку под обозначением B-6D. Три из них были уничтожены в ходе операции «Бу-в пустыне» в 1991 году, а оставшаяся  во время американского вторжения в Ирак в 2003 году.Для ВВС Китая был разработан обычный бомбардировщик Н-6Е с модернизированными системами РЭП. Старые самолеты, доработанные до этого стандарта, получили обозначение H-6F.К 1990-м годам Н-6 в качестве обычного бомбардировщика был признан окончательно устаревшим. Но в Сиане, базируясь на опыте H-6D, создали вариант Н-6Н, способный нести крылатые ракеты. Внутренний бомбоотсек был ликвидирован, вместо него под крылом были установлены пилоны для двух ракет YJ-63. Для ВМС был создан вариант Н-6М с пилонами для четырех ПКР YJ-81.

Когда срок службы Н-6 уже подходил к 50-летнему, в Сиане был разработан новый вариант Н-6К. Этот самолет оснащен более мощными российскими двигателями Соловьева Д-ЗОКП, а его вооружение состоит из шести крылатых ракет (вероятно, CJ-10). Впервые взлетевший в январе 2007 года, самолет начал поступать на вооружение в 2009 году. Большинство Н-6 служили в качестве бомбардировщиков/ракетоносцев, но некоторые из них были доработаны для других целей. Один из них долгие годы использовался в качестве летающей лаборатории для испытаний двигателей. Часть машин переделали в самолеты РЭБ  HD-6, но для большинства самолетов основной задачей стала дозаправка в воздухе. На заправщиках сохранили систему управления вооружением, что позволило использовать их и в качестве ракетоносцев.