Бомбардировщик Туполева ТУ-22

Ту-22 стал одним из самых массовых сверхзвуковых бомбардировщиков периода холодной войны. Семейство Ту-22 включало ряд вариантов. Экипажи недолюбливали самолет, во время его эксплуатации имело место немало аварий.В августе 1955 года ОКБ Туполева приступило к проектированию перспективного сверхзвукового бомбардировщика на замену Ту-16, которому присвоили рабочее обозначение «объект 105». Прототип был облетан 21 июня 1958 года, командир корабля  летчик-испытатель Юрий Тимофеевич Алашеев (погиб 21 декабря 1959 года при испытании прототипа «105А» / Ту-22).

Однако «105-й» не заинтересовал заказчика  его характеристики оказались хуже ожидаемых, поэтому приоритет в дальнейшей разработке был отдан объекту «105А», проектирование которого было начато вскоре после начала работ по объекту «105». Самолет существенно отличался от «105-го» и Ту-16, в процессе его проектирования конструкторы применили правило площадей, что позволило повысить скоростные характеристики машины. Первый полет «105А» выполнил 7 сентября 1959 года, именно этот вариант и получил обозначение Ту-22. Самолет имел достаточно необычную для бомбардировщиков того времени конфигурацию (в войсках его прозвали «Шило»), особенно в части, касающейся размещения турбореактивных двигателей,  они монтировались в гондолах в хвостовой части фюзеляжа по обе стороны от киля.

Самолет оснащался катапультными креслами К-22, отстрел которых производился вниз  безопасная высота катапультирования составляла от 230-245 м (горизонтальный полет) до 340 м (планирование с выключенными двигателями). При посадке «на брюхо» экипаж мог покинуть самолет через аварийные форточки пилота и верхние люки штурмана и оператора.Серийный выпуск Ту-22 был начат в 1959 году на Казанском авиазаводе и продолжался до 1969 года (всего построено 311 самолетов). Отличительной особенностью серийных машин было цельноповоротное горизонтальное оперение. Прототипы и первые серийныесамолеты оснащались двигателями ВД-7М, но впоследствии их заменили на РД-7М и РД-7М2.Самолет вначале выпускался в модификации «чистого» бомбардировщика (первые Ту-22 и Ту-22Б), но ввиду того, что его ТТХ не удовлетворяли заказчика, машины в строевые части не поставлялись и использовались преимущественно в качестве учебных или для переоборудования в прототипы разведчика Ту-22Р и постановщика помех Ту-22П. Более 20 бомбардировщиков Ту-22Б (переоборудованные разведчики Ту-22Р) были поставлены в Ирак и Ливию, также туда поставлялись учебные самолеты Ту-22У.

Следующим вариантом Ту-22 стал разведчик Ту-22Р, предназначенный для ведения радиотехнической и фоторазведки важных военных и промышленных объектов противника  в глубоком тылу, на суше и на море, в любое время суток и в сложных метеоусловиях. Целевое оборудование включало станции радиотехнической разведки (преимущественно для разведки РЛС противника), аэрофотоаппараты в бомбоотсеке (АФА-40, АФА-41/20, АФА-42/20 или АФА-42/100, либо камера для ночной съемки НАФА-МК-75), а радиолокационная разведка местности осуществлялась при помощи бортовой РЛС (изображение на экране РЛС фотографировалось при помощи приставки ФАРМ). Отличительная особенность Ту-22Р — дополнительное окно на правом борту в кабине штурмана для работы с визиром перспективного АФА.

Самолеты со штангой системы дозаправки в воздухе топливом по системе «шланг — конус» от заправщика Ту-16Н получили обозначение Ту-22РД. Часть Ту-22Р, оснащенных системой радиотехнической разведки «Куб», получили обозначение Ту-22РК (Ту-22РДК  со штангой дозаправки). Развитием семейства стал разведчик-бомбардировщик Ту-22РМ, в 1980-е годы появился модернизированный вариант Ту-22РДМ.В 1961 году началось проектирование специализированной учебно-тренировочной модификации Ту-22У, испытания которой завершились в 1965 году. Особенности  размещенная за кабиной обучаемого пилота кабина лет-чика-инструктора, имевшая характерный выступающий фонарь, отсутствие кормовой стрелковой установки и иной состав БРЭО. Позже самолет был модернизирован, включая установку более мощных двигателей РД-7М2 и топливозаправочной штанги, и получил обозначение Ту-22УД.

Развитие в СССР ударного ракетного оружия побудило конструкторов разработать ракетоносную модификацию Ту-22, которая получила обозначение Ту-22К и предназначалась для применения крылатых ракет Х-22 по наземным и надводным целям. Первый Ту-22К, с двигателями ВД-7М, был облетан в 1961 году, но официально на вооружение Ту-22К был принят лишь в 1967 году. Двигатели РД-7М стали устанавливать с четвертой серийной машины, серийные самолеты имели элерон-закрылки и новую конструкцию шасси. Вариант с системой дозаправки и модифицированными двигателями РД-7М2 обозначили Ту-22КД. Всего построено 76 самолетов Ту-22К/КД.

Ту-22П/ПД  самолеты для постановки помех, основное предназначение которых  подавление наземных и корабельных РЛС обнаружения воздушных целей, наведения истребителей и/или выдачи целеуказания средствам ПВО с целью обороны боевых порядков самолетов-разведчиков и самолетов-ракетоносцев, преодолевающих систему ПВО противника. Самолеты могли создавать активные и пассивные помехи РЛС, работавшим в различных диапазонах волн. В процессе эксплуатации целевое оборудование самолетов постоянно модифицировалось, в результате чего появилось множество подвариантов. Модернизировалась и силовая установка  самолеты получили двигатели РД-7М, а затем РД-7М2.Самолеты, оснащенные оборудованием РЭП и способные применять противорадиолокаци-онные ракеты Х-22П, обозначили как Ту-22КП (КДП).Все специализированные Ту-22 могли переоборудоваться в бомбардировщики.