Бомбардировщик Ту-95

 

На пике холодной войны бомбардировщик Ту-95 за счет своей огромной продолжительности полета мог уходить от своих баз на расстояние, равное половине длины экватора. Благодаря выдающимся летным данным и высокой боевой эффективности этот самолет по-преж-нему занимает важнейшее место в ВС России. Ту-95 пользовался и пользуется любовью экипажей. Ни один другой самолет не воплотил в себе в таком объеме потенциал турбореактивного двигателя.У Ту-95 экономичность установленных ТВД удачно сочетается со скоростью самолета с ТРД.В истории мировой военной авиации только два самолета серийно строились более 35 лет  это Ту-95 и С-130 Hercules.

Продвинутые западные эксперты считают, что история Ту-95 началась еще в предвоенные годы, когда конструкторы компании «Boeing» приступили к проектированию Model 345, выполнившего первый полет в 1942 году как В-29. В 1944 году три В-29 выполнили вынужденные посадки в Сибири, после чего подверглись тщательному изучению советскими инженерами.В СССР в серию запустили самолет Ту-4, отличавшийся от В-29 лишь в деталях  иные двигатели, топливные баки, вооружение. Развитием Ту-4 стали более крупные самолеты  Ту-80 и Ту-85. К моменту первого полета Ту-85, который состоялся в январе 1950 года, стала очевидной необходимость увеличения мощности силовой установки вдвое, а лучше  в четыре раза. Такой мощностью обладал только находившийся в стадии проектирования ТВД, поэтому тему Ту-85 закрыли, а ОКБ А. Н. Туполева получило задание на создание бомбардировщика с ТВД. ТВД НК-12 позволял самолету достигнуть скоростей, типичных для самолетов с ТРД. Конструкторы ОКБ спроектировали бомбардировщик со стреловидным крылом и оперением. Эта особенность машины в сочетании с огромными соосными винтами двигателей позже поразила западных обозревателей.

Фюзеляж нового самолета походил на фюзеляж Ту-85, но был несколько длиннее. Хвостовое оперение напоминало увеличенное в размерах оперение Ту-16. Абсолютной новинкой являлось шасси с необычно высокими стойками. Ту-95 гораздо выше по сравнению с Ту-85 и Ту-16. Четырехколесные основные опоры шасси воспринимают нагрузку на 75% большую, чем у Ту-85. Основные опоры убираются с помощью гидравлики, как на Ту-16, в обтекаемые гондолы, выступающие далеко за крыло. В передней части этих гондол установлены двигатели. Эволюция В-29 в ОКБ Туполева фактически завершилась на Ту-85, так как самолеты Ту-16 и Ту-95обладали иными, гораздо более высокими, летными данными, и конструкторы столкнулись с неизведанными ранее проблемами. Потребовалось усилить прочность планера, увеличить наддув гермокабин, изменить систему управления.

Ту-95 проектировался как стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Его конкурентом был межконтинентальный реактивный бомбардировщик М-4 с четырьмя ТРД, созданный в ОКБ В. М. Мясищева. Оба самолета создавались согласно постановлению правительства, изданного в конце 1949 года. Дальняя авиация поначалу сделала выбор в пользу
М-4, но на летных испытаниях эта машина не показала требуемой дальности. М-4 на вооружение приняли, но основным дальним самолетом он так и не стал. Зато самолет Туполева обладал необходимой дальностью полета, а требования по высоте и скорости, указанные в техническом задании, превысил. По своим летным характеристикам он превосходил любой ранее построенный в мире винтовой самолет и спустя 45 лет это превосходство не утратил.

Компоновка фюзеляжа Ту-95 близка компоновке Ту-85: фюзеляж круглого сечения, экипаж из 10 человек, расположенных в двух гермокабинах. Вооружение состояло из пяти дистанционно управляемых спаренных 30-мм пушечных установок. Четыре лонжерона крыла проходили сквозь фюзеляж, поэтому пришлось делать два идентичных по размерам бомбоотсека  до крыла и за ним. В каждом бомбоотсеке помещалось по одной термоядерной бомбе или обычной бомбе.Прототип Ту-95 выполнил первый полет в начале 1955 года.Семь самолетов приняли участие в воздушном параде в Тушино в 1955 году, вызвав практически шок у западных обозревателей.О новом необычном бомбардировщике на Западе тогда почти ничего не знали, но понимали, какую угрозу представляет он для США и НАТО. Этой угрозой Ту-95 оставался на протяжении четырех десятков лет, причем форма угрозы неоднократно менялась.На основе бомбардировщика были созданы ракетоносцы и даже противолодочный самолет.