Бомбардировщик Ту-160

Бомбардировщик Ту-160 продолжает оставаться важной составляющей сил Дальней авиации России. Планируемая модернизация и даже возможное возобновление производства должны позволить самолету сохранять боеспособность еще многие годы.Произошедшие за последние 10 лет политические изменения привели к активизации операций российских стратегических бомбардировщиков. Это коснулось и Ту-160, на которых летают экипажи 121-го ГвТБАП из Энгельса.Когда 30 декабря 2005 года бомбардировщик официально начал службу в российских ВВС, в строю насчитывалось 14 самолетов. Еще две машины в высокой стадии готовности находились на Казанском авиационном заводе, они введены в строй в последующие два года.


В 1999-2000 годах после возвращения Ту-160 и Ту-95МС Украиной российские бомбардировщики эпизодически совершали полеты к побережью США, Канады и Великобритании. Также они постепенно увеличивали свои возможности по дальнему патрулированию, отрабатывая заправку от танкеров Ил-78, и проводили пуски ракет.17 августа 2007 президент Владимир Путин приказал возобновить постоянные патрульные полеты стратегических бомбардировщиков  впервые после развала СССР в 1991 году. В тот день в воздух поднялось не менее 17 российских бомбардировщиков, налетавших 165 часов во время патрулирования над Арктикой, Атлантическим и Тихим океанами.

В последующие месяцы базирующиеся в Западной Европе истребители НАТО неоднократно перехватывали Ту-160, действовавшие в соответствии с новой российской военной доктриной. Так 14 сентября 2007 года норвежские F-16 перехватили пару Ту-160 недалеко от границ воздушного пространства Финляндии, «передав» их затем истребителям британских ВВС (RAF). А 25 декабря того же года другая пара Ту-160 на протяжении 18 минут сопровождалась истребителями Дании, которые снова передали своих направившихся к Великобритании «подопечных» перехватчикам RAF.Одновременно с возобновлением патрульных полетов бомбардировщиков российские военные стремились увеличить число развернутых Ту-160.28    декабря совершил полет первый новый Ту-160, построенный на Казанском авиационном заводе. Самолет был официально передан ВВС России29    апреля 2008 года, доведя число находящихся на вооружении Ту-160 до 16.

В сентябре 2008 года два Ту-160 проходили 20-днев-ное развертывание на авиабазе Либертадор в Венесуэле. Это произошло всего месяц спустя после скоротечного военного конфликта между Россией и Грузией и должно было продемонстрировать поддержку России во время напряженных отношений с США. Истребители НАТО, включая F-15C ВВС США, сопровождали российские бомбардировщики на части 13-часового перелета над Северным Ледовиты; и Атлантическим океанами.В следующем месяце 12 Ту-160 и Ту-95МС были задействованы в крупнейших в России с 1984 года учениях стратегической авиации, в ходе которых были запущены несколько крылатых ракет.Еще раз возможности Ту-160 были продемонстрированы в 2009-2010 годах, когда были выполнены длительные полеты. После 21-часового полета в 2009 году пара Ту-160 совершила 10 июня 2010 года рекордный патрульный полет, оставаясь в воздухе 23 часа.Взлетев из Энгельса, они преодолели около 18 000 км над Северным Ледовитым и Тихим океанами, дважды получив топливо от заправщиков Ил-78.

К началу 2013 года в строю российских ВВС насчитывалось 11 боеготовых Ту-160; остальные самолеты использовались для обучения или испытаний. Существовали планы по постройке в Казани 14 новых бомбардировщиков при ограниченных темпах выпуска — один самолет в 18 месяцев. Однако теперь средства направляются на модернизацию уже имеющихся самолетов. На самом новом (поставлен в 2008 году) Ту-160 установлена новая система управления вооружением, а также усовершенствованное навигационное и радиоэлектронное оборудование. Еще одну проблему представляют установленные на Ту-160 двигатели Кузнецова НК-32. Предполагается возобновить производство новых двигателей с повышенной надежностью, а также улучшить положение с поставками запасных частей для них. Должен быть продлен ресурс планера модернизированных самолетов, что позволит продолжать их эксплуатацию не менее 30 лет.