Бомбардировщик «Rockwell» В-1

Всего за пять лет компания «Rockwell» доработала прототип уникального стратегического сверхзвукового бомбардировщика и построила 100 серийных самолетов для ВВС США.В 1981 году командование ВВС США приняло два решения: рекомендовало продолжить работу по программе перспективного бомбардировщика АТВ (Advanced Technology Bomber) и выбрало Rockwell В-1 В в качестве основного многоцелевого стратегического бомбардировщика.Перспективный бомбардировщик АТВ  будущий Northrop В-2  представлялся почти фантастичным, в его конструкции предлагалось реализовать самые радикальные идеи. Не было гарантии, что программа АТВ приведет к созданию какой-либо серийной машины вообще. В то же время в СССР активно шли работы по созданию боевых железнодорожных и мобильных ракетных комплексов с межконтинентальными баллистическими ракетами, которые необходимо было чем-то оперативно поражать.


20 января 1982 года компания «Rockwell» получила от военных контракт на полномасштабную разработку модернизированного варианта стратегического бомбардировщика, которому и было присвоено обозначение В-1В. Планировалось построить 100 самолетов, а стоимость всей программы в ценах 1981 года оценивалась в 20,5 млрд долларов или 205 млн долларов за машину. В-1 В в целом сохранил компоновку четвертого опытного В-1А, но имелись и существенные отличия: планер был усилен для обеспечения большей взлетной массы, а регулируемые воздухозаборники двигателей заменили на нерегулируемые.Важным изменением стало применение более совершенного БРЭО, построенного вокруг трех основных компонентов: автоматическая система управления полетом, обеспечивавшая всепогодный полет в режиме следования рельефу местности; многофункциональная РЛС APQ-164 с электронным сканированием луча; бортовой комплекс обороны.

Первый серийный В-1В (№82-GOO 1) поднялся в воздух 18 октября 1984 года, летные испытания шли успешно, и 16 января 1987 года был выполнен пуск ракеты SRAM, а в конце 1987 года  сброс 56 бомб BDU-50 AIR (практический вариант Мк82).Первый самолет заказчик получил 7 июля 1985 года (это был второй серийный бомбардировщик), после чего поставки продолжались  четыре машины в месяц.Два В-1В (серийные 9-й и 28-й) в рамках программы CMI (cruise missile integration) были переоборудованы для испытаний крылатых ракет AGM-86B ALCM и AGM-129 ACM, соответственно, но программа была закрыта еще до того, как были выполнены первые пуски этих ракет. 28-й серийный самолет В-1В также принимал участие в испытаниях ракеты AGM-131A SRAM II, пока в сентябре 1991 года ее разработка не была прекращена.

32-й серийный В-1В (85-0072), дислоцированный на авиабазе Дайс, принял участие в специальной программе ВВС США, в рамках которой выполнил 144 полета, включая два длительных полета в полярной области, полеты в западную часть Тихого океана и южное полушарие, испытание бортового комплекса обороны против наземных и воздушных средств нападения противника, а также пуски ракет SRAM и сброс обычных авиабомб. После полета 14 апреля 1987 года, когда он побывал над северо-западной оконечностью Аляски (всего в 257 км от границы СССР), самолет получил название «Polarized».Впрочем, кроме достоинств,В-1В имел и ряд недостатков, которые активно обсуждались в прессе.

Наиболее важное внимание уделялось недостаточной дальности полета в случае использования маловысотного режима, необходимого, в частности, для прорыва ПВО противника. Причина этого крылась в существенно возросшей взлетной массе самолета. Проблему удалось устранить за счет модернизации автоматической системы управления полетом и ее программного обеспечения, что позволило обеспечить полет в режиме следования рельефу местности при значительно большей полетной массе бомбардировщика, что, в свою очередь, позволило увеличить запас топлива и, соответственно, дальность полета.Возникли проблемы и с эффективностью работы бортового комплекса авионики. Например, вплоть до передачи сотого В-1В, которая состоялась 2 мая 1988 года, так и не удалось заставить комплекс обороны надежно обнаруживать, классифицировать, определять местоположение и «глушить» источники электромагнитного излучения советских средств ПВО и ГСН атакующих ракет, поступавших на вооружение в 1980-е годы.