Бомбардировщик Mirage IVA


Из 62 бомбардировщиков Mirage IVA стратегических ударных сил Франции, позволивших стране покинуть военную организацию НАТО и обеспечивших ее собственным «ядерным щитом», 18 самолетов в конце 1980-х годов доработали в вариант IVP с УР ASMP. Подобно Великобритании, Франция провела финансовую экспертизу постройки тяжелых бомбардировщиков, прежде чем сделала выбор в пользу самолетов средней размерности. Программу разработки комплекса самолета-носителя и термоядерного оружия для него запустили в 1956 году, она также предусматривала закупку 12 заправщиков C-135F и массу другого оборудования  учебного и обеспечения.

За основу взяли сверхзвуковой истребитель Dassault Mirage III, увеличив самолет в размерах и установив второй ТРДФ Atar. Первый полет прототип выполнил 17 июня 1959 года. Всего построено четыре прототипа и 62 серийных самолета, первые из которых поступили в эскадрилью ЕВ (Escadron de Bombardement) 1/91 «Gascogne» (Мон-де-Марсан) и были объявлены боеготовыми 1 октября 1964 года. К 1 февралю 1966 года бомбардировщиками оснастили девять эскадрилий трех эскадр. В каждой эскадрилье четыре самолета постоянно поддерживались в состоянии боеготовности разной степени, минимальное время готовности к вылету составляло 15 минут. Эти силы во многом определили решение президента де Голля о выходе из военного блока НАТО, о котором он объявил 10 марта.

Для замены свободнопадающего спец-изделия AN 22 велась разработка ракеты Aerospatiale ASMP. Под новое оружие были доработаны самолеты двух эскадрилий. Разработка УР ASMP официально началась в марте 1978 года, но Mirage IV в число носителей данной УР был включен только в октябре 1979 года. Сначала предполагалось доработать15 самолетов, но в июле 1983-го их количество увеличили до 18. Доработанные машины обозначались Mirage IVP. Модернизацию семи самолетов заложили в бюджет 1984 года и еще 11  в бюджет 1985 года. Доработка осуществлялась силами ВВС Франции в подразделении «Atelier Industriel de FAir» в Клермон-Ферране. В состав навигационного оборудования Mirage IVP входят две инерциальные платформы, на самолете установлена аппаратура пассивной самообороны, в том числе система предупреждения об облучении Thomson-CSF Serval, антенны которой размещены в концевых частях передней кромки киля и в хвостовой части самолета.