Бомбардировщик М-4






Ядерное противостояние между СССР и США привело к развитию ядерного оружия и средств его доставки. До создания межконтинентальных баллистических ракет приоритетным средством доставки ядерных боеприпасов на большую дальность являлись стратегические бомбардировщики. 24 марта 1951 года принимается постановление советского правительства № 949-469 о начале работ по созданию бомбардировщика, способного доставить ядерную бомбу к целям на территории Соединенных Штатов. Работы по проекту была поручена конструкторскому коллективу во главе с Владимиром Михайловичем Мясищевым.

Для нового самолета В. М. Мясищев выбрал двигатели АМ-3 конструкции А. А. Микулина, которые было решено «вписать» в корневые части аэродинамически чистого стреловидного крыла. При создании шасси выбор пал на велосипедную схему две основные опоры с четырехколесными тележками и небольшие опоры на законцовках крыла. Вооружение: бомбовая нагрузка   нормальная до 9000 кг, максимальная  до 24000 кг; три 23-мм пушечные установки, обеспечивавшие круговой обстрел. Для экипажа предусматривались катапультные кресла.

Постройку первого прототипа бомбардировщика, получившего условное обозначение М, начали 15 мая 1952 года, в воздух он поднялся 20 января 1953 года.19 сентября того же года было решено выпустить в 1954-1955 годах опытную партию из 11 машин, а 25 июля 1955 года были завершены госиспытания самолета, которому присвоили официальное обозначение М-4. Нормальная боевая нагрузка  9000 кг, включая ядерные или обычные авиабомбы или четыре ракеты большой дальности на внешней подвеске, которые он мог доставить на дальность до 8100 км. Построено 32 самолета М-4, после чего в серию пошел усовершенствованный вариант ЗМ. Впоследствии для увеличения дальности М-4 оснастили системой дозаправки в полете  в качестве танкера выбрали сам М-4, обозначенный как M-4-II (известны варианты написания М-4-2 и М-4-П).

В заправщики переоборудовали все оставшиеся в строю М-4.6 июля 1954 года принято постановление о создании существенно модернизированного варианта М-4, получившего обозначение ЗМ и оснащенного четырьмя турбореактивными двигателями ВД-7Б тягой по 9500 кгс (93,16 кН). Самолет, планер и почти все системы которого были спроектированы фактически заново, мог нести нормальную бомбовую нагрузку до 9000 кг, а максимальную — до 18000 кг. Отличительными чертами ЗМ стали новое крыло большего размаха и без излома по задней кромке, стабилизатор без поперечного V, негерметичный отсек РЛС в носовой части, усовершенствованное шасси и новое БРЭО, а в бомбо-отсеке была предусмотрена возможность установки дополнительного топливного бака (еще два ПТБ можно было подвешивать под крылом). Максимальная масса машины превышала 200 т, но практическая дальность достигла 11 800 км. Прототип был облетан 27 марта 1956 года. Позже из-за проблем с поставками двигателей ВД-7Б, одна часть машин строилась сними — они получили обозначение ЗМН, а другая часть самолетов, обозначенных ЗМС, — с двигателями РД-ЗМ-500А (новое обозначение АМ-ЗМ).

С 1962 года данные машины стали частично переоборудовать в заправщики  они получили обозначение ЗМС-И и ЗМН-П, а в 1970-е годы в заправщики начали переоборудовать другие ЗМС и ЗМН  они получили обозначения ЗМС-2 и ЗМН-2. Впрочем, появление заправщика Ил-78 остановило данную программу. Летом 1958 года ОКБ Мясищева приступило к проектированию ракетоносного варианта самолета, обозначенного ЗМЕ, но впоследствии проект был закрыт, а работы сосредото чились на более совершенном варианте ЗМД («Д» — доработанный), который предполагалось вооружить ракетами К-14 и оснастить двигателями ВД-7Б. Самолет отличался конструкцией носовой части; прототип был облетан 25 ноября 1959 года. Впрочем, ракета К-14 в серию не пошла, и потому построили всего 10 самолетов ЗМД.В рамках создания универсальной ракетно-кос-мической транспортной системы (УРКТС) «Рассвет» (затем — «Энергия») два бомбардировщика ЗМ был1 переоборудованы в транспортные самолеты ЗМ-Т («Т»  транспортный; такж( использовалось обозначение ВМ-Т и «Атлант»), предназначенные для перевозки элементов УРКТС.