Боевой самолет Nanchang Q-5 Fantan

Nanchang Q-5 (Qiang-5, экспортное название A-5)  первый серийный боевой самолет китайской разработки. Созданный на базе советского МиГ-19, он долгое время находился на вооружении китайских ВВС и ВМС.Вначале 1958 года КБ авиазавода в Шэньяне представило предварительные предложения по разработке нового сверхзвукового истребителя-бомбарди-ровщика. Однако это предприятие уже было включено в программы лицензионного выпуска МиГ-17 и МиГ-19, ремонта и модернизации МиГ-15, а также привлекалось к разработке перспективного истребителя-перехватчика. Поэтому было принято решение работы по новому истребителю-бомбардировщику поручить авиазаводу в Нанчанге, а специалисты из Шэньяна оказывали бы необходимую помощь.

Проектные работы по самолету Q-5, оптимизированному для нанесения ударов по наземным целям, были начаты в августе 1958 года. В качестве основы для дальнейшей проработки специалисты шэньянского авиазавода выбрали МиГ-19, строившийся по лицензии как J-6.В отличие от МиГ-19 на китайском самолете фюзеляж был более длинный, а воздухозаборники  боковые, что позволило разместить в носовой части дополнительное оборудование. Крыло же имело меньший угол стреловидности и увеличенную площадь. Переработке также подверглись носовая стойка шасси, фонарь кабины и стабилизатор.

В связи с недостатком средств в 1961 году работы по проекту заморозили и официально возобновили только в 1963 году. 4 июня 1965 года был облетан первый прототип Q-5, но только к октябрю 1969 года, когда в программе испытаний принимали участие уже два прототипа, удалось получить приемлемые характеристики новой машины. Вскоре самолет был рекомендован в серийное производство, первые Q-5 поступили в ВВС НОАК в начале 1970 года.На основе базовой модели Q-5 был разработан вариант Q-5A  носитель ядерного оружия (под фюзеляжем подвешивалась тактическая ядерная бомба KuangBiao 1). Было выпущено незначительное количество Q-5A, один из которых (№ 11264) 7 января 1972 года принимал участие в 13-м ядерном испытании, проведенном Китаем.В течение 1970-х годов для ВМС НОАК под обозначением Q-5B были разработаны два варианта самолета  торпедоно-сец-бомбардировщик и ракетоносец с противокорабельными ракетами. Для испытаний были построены несколько машин, но в серию ни один вариант не пошел.Главной проблемой базового варианта Q-5 оставалась недостаточная дальность полета. Поэтому в 1976 году специалисты авиазавода в Нанчанге предложили разработать модификацию Q-5I, отличавшуюся запасом топлива,  дополнительный бак разместили в отсеке вооружения, а само вооружение переместили на внешнюю подвеску. Первый Q-5I был облетан в конце 1980 года.

Дальнейшим развитием стал самолет Q-5IA  модернизированный вариант, имевший сектор обзора системы предупреждения о радиолокационном облучении в 360°, новые комплекс РЭБ и прицел, а также систему централизованной заправки топливом. Самолет стал основным серийным вариантом для ВВС НОАК и при увеличенной боевой нагрузке (на 500 кг) имел больший боевой радиус (на 35%) при полете на малых высотах и увеличенную максимальную дальность полета (26%).После дальнейшей модернизации самолет Q-5IA получил обозначение Q-5III. Он отличался доработанным БРЭО и модифицированными узлами подвески вооружения, приспособленными для подвески китайских и зарубежных авиационных средств поражения.Q-5III выпускался только на экспорт. Под обозначением А-5С его приобрели Пакистан, Бангладеш, Мьянма, КНДР и Судан. Первым заказчиком стал Пакистан  в январе 1983 года. Пакистанские и бангладешские А-5 оснащались катапультными креслами Martin Baker Mk 10 класса «0-0».

В 1980-е годы при помощи итальянских и французских компаний были созданы еще две модификации: Q-5M (А-5М), оснащенная двумя дополнительными подкрылье-выми пилонами и новой авионикой, включая ИЛС, ИНС и системы госопознавания и СПО западного производства, и вариант Q-5K Kong Yun с новой авионикой, включая ИНС и ИЛС, но вместо радиолокационного дальномера был установлен лазерный. Но после событий на площади Тяньаньмэнь оба проекта были закрыты.В 1990-е годы в ВВС и ВМС НОАК старые варианты Q-5 были заменены на модернизированные. Также утверждалось, что на вооружение поступил вариант Q-5D с конформным подфюзеляжным топливным баком и лазерным дальномером ALR-1, позволявшим применять 500-кг УАБ LT-2/LS-500J (китайский эквивалент УАБ Paveway II).На вооружении ВВС НОАК остается около 120 Q-5, а в ВМС  около 30 Q-5.