Boeing KC-135 Stratotanker

КС-135 был заказан через три недели после первого полета «Dash 80» и сначала рассматривался как «промежуточный» самолет. Но даже спустя почти полвека эта машина времен холодной войны остается в строю.В 1950-е годы компания «Boeing» рискнула выделить 16 млн долларов на разработку нового самолета. Прототип авиалайнера с четырьмя ТРД выполнил первый полет 15 июля 1954 года. Новый самолет обозначался Boeing 367-80, но называли его чаще просто «Dash 80».Решение о выделении собственных ассигнований на самолет 367-80 вызвало в руководстве фирмы бурные споры, так как многие ветераны фирмы не были согласны с концепцией новой машины. Еще в 1951 году президент «Boeing» Уильям Аллен предложил четырехдвигательный самолет ВВС США, но понимания там не встретил. Несмотря на богатое военное прошлое, компания «Boeing» осталась без заказов на новую машину со стороны Пентагона. Ситуация резко поменялась со вступлением в должность командующего Стратегическим авиакомандованием (SAC) генерала Кертиса ЛеМея. Самолет с четырьмя ТРД привлек внимание генерала  ему срочно был нужен заправщик.


На вооружении ВВС США состояли реактивные бомбардировщики с крейсерской скоростью полета более 800 км/ч, такие как Boeing В-47 Stratojet, В-52 Stratofortress и Convair В-58 Hustler. Однако дозаправка в воздухе выполнялась от поршневых КС-97 Stratocruiser. Генерал ЛеМей хотел иметь заправщик с крейсерской скоростью и высотой полета, как у реактив-
ных бомбардировщиков. 5 августа 1954 года, всего через три недели после первого полета прототипа «Dash 80», ВВС США анонсировали закупку небольшого количества реактивных заправщиков. Никто тогда не предвидел долгой карьеры КС-135 Stratotanker, поскольку закупка этого самолета виделась временным решением до принятия на вооружение более совершенного танкера. Компания «Boeing» одновременно проектировала авиалайнер (Model 707) с очень большим, в сотни тысяч часов, ресурсом и военный заправщик (КС-135, Model 717), который на время смог бы удовлетворить потребности военных. Изначально «Boeing» видела в «Dash 80» демонстратора технологий сразу двух самолетов.


После того, как определились с военным назначением «Dash 80», в 17-м испытательном полете самолет 367-80 имитировал дозаправку В-52 Stratofortress. Позже на прототип установили жесткую штангу системы дозаправки. Штангой управлял оператор в положении лежа лицом назад. Особых проблем с данной системой не возникло, так как она уже использовалась на КВ-50 Superfortress и КС-97 Stratofreighter.Сегодня очевидно, что КС-135 стал одним из самых известных самолетов в истории авиации. Благодаря данной машине доза-правка в воздухе стала рутинной операцией, которая используется и на учениях, и в реальных боевых действиях. Однако на момент разработки самолет являл собой настоящий революционный прорыв.Стреловидное крыло еще не стало привычным для больших самолетов. В носовой части фюзеляжа разместили командира, второго пилота и штурмана (имелось откидное сиденье для оператора дозаправки), доступ в кабину осуществлялся по стремянке через люк в нише носовой опоры шасси. Силовая установка включала четыре оснащенных системой впрыска воды ТРД Pratt & Whitney J57-P-29A/43W тягой по 46,70 кН. Двигатель был почти аналогичен используемым на других самолетах, включая В-52, который выполнил первый полет незадолго до первого полета КС-135. Однако использование подобных ТРД на самолете такого класса было большим шагом вперед.

Все инновации, реализованные на КС-135, свойственны и пассажирскому Boeing 707. КС-135 стал своего рода «пропуском» в массовую эксплуатацию для Boeing 707.«Dash 80», как уже отмечалось, предназначался для отработки и военного, и гражданского вариантов, поскольку никто не мог тогда сказать, как лучше скомпоновать салон (разместить кухню, туалеты и пр.) на авиалайнере с четырьмя ТРД. На «Boeing» считали, что военным потребуется заправщик, по своим данным превосходящий любой проектируемый самолет.В этот период компания «Douglas» предложила заправщик на основе гигантского турбовинтового С-132 со стреловидным крылом, но SAC и генерала ЛеМея данный проект не впечатлил  С-132 так никогда и не построили.Также был предложен проект заправщика на основе Douglas DC-8 с четырьмя ТРД J667 (Bristol Olympus американской постройки), но в ВВС США просчитали этот проект недоработанным.К этому моменту в ВВС США опре делили самолет «Boeing» в качеств* «промежуточного» заправщика, а проект «Lockheed», так и нереализованный,  в качестве перспективного. После сугубо номинального конкурса ВВС США заказали начальную партию КС-135(Model 717); в конечном итоге ВВС США закупили 820 самолетов, включая разведчики, воздушные командные пункты, транспортные и летающие лаборатории.

30 июля 1954 года Командование авиационных исследований и разработок рекомендовало закупить от 70 до 100 «промежуточных» заправщиков на основе 367-80  варианта, известного на «Boeing» как Model 367-138В (обозначение вскоре изменили на Model 717). Первый заказ, о котором 5 августа объявил командующий ВВС Гарольд Тэлбот, предусматривал закупку 29 самолетов на сумму 7,47 млн долларов, на 10% выше расчетной стоимости самолетов. В 1954-1955 годах эксперты «Boeing» и ВВС США согласовывали стоимость самолетов. Прототип КС-135А (№ 55-3118) собрали на заводе «Boeing» в Рентоне, штат Вашингтон.С новым самолетом возникли технические проблемы, что неудивительно, так как летные испытания 367-80 еще не завершились. Вертикальное оперение КС-135 не обеспечивало достаточной путевой устойчивости, ненадежными оказались системы электропитания и герметизации кабин, но эти проблемы удалось быстро разрешить. Несмотря на ряд дефектов, потенциал самолета был очевиден. Выкатка 55-3118 состоялась в Рентоне 18 июля 1956 года. Первый полет на нем выполнили 31 августа 1956 года летчики-испытатели Д. Лош и Т. Джонстон.