Беспилотные летательные аппараты ОКБ Туполева

Начав с огромного беспилотного летательного аппарата (БАА) «Ястреб» для ведения стратегической разведки, ОКБ Туполева создало ряд БЛА наземного базирования для тактической разведки на средней и малой дальностях. В конце 1950-х годов ОКБ Туполева начало работы над стратегической крылатой ракетой наземного базирования Ту-121. Согласно техническому заданию аппарат должен был развивать скорость до 2700 км/ч на высоте 22 ООО м и обладать дальностью до 4000 км. Хотя проект Ту-121 был закрыт, на его базе был создан БЛА Ту-123, предназначенный для стратегической разведки. Получивший обозначение ДБР-1 «Ястреб», он поступил на вооружение советских ВВС в середине 1960-х годов.


БЛА «Ястреб» был огромным  при длине 27,84 м он весил 35610 кг. На нем был установлен двигатель Туманского КР-15-300, малоресурсный вариант силовой установки, использовавшейся на МиГ-25. «Ястреб» мог нести длиннофокусную фотокамеру или аппаратуру для радиотехнической разведки. Сам БЛА был одноразовым  после завершения вылета полезная нагрузка спускалась на землю на парашюте. Было построено около 50 аппаратов, несших службу до начала 1980-х годов.

Потребность советских военных в тактическом разведчике привела к созданию БЛА ВР-2 «Стриж» (Ту-141). Он повторял схему «Ястреба», но был вдвое меньше по размерам и мог нести оптические и инфракрасные камеры или РЛС для картографирования. Трансзвуковой «Стриж» имел радиус действия около 1000 км и после завершения задания возвращался на землю с помощью установленного в хвостовой части парашюта. Было построено около 150 аппаратов, состоявших на вооружении до конца 1970-х годов. БЛА ВР-3 «Рейс» (Ту-143) был предназначен для ближней тактической разведки. Он мог нести три различных варианта разведывательного оборудования: фотографическое, телевизионное и радиотехническое. ВР-3 оказался удачливее своих предшественников — в 1970—1980-х годах построили около 1000 аппаратов этого типа. «Рейс» был развернут в Сухопутных войсках СССР и использовался во время войны в Афганистане. Этот БЛА поставлялся в страны Варшавского договора, а также в Северную Корею, Сирию и Ирак. Ту-143 использовались Сирией во время войны в Ливане в 1982 году. Отслужившие свой срок «Рейс» переделывались в воздушные мишени. В начале 1980-х годов на смену ВР-3 пришел модернизированный удлиненный вариант ВР-ЗД «Рейс-Д» (Ту-243). Если «Рейс» имел дальность 60-70 км, то у нового БЛА она возросла почти вдвое, и, кроме того, были улучшены летные характеристики на малых высотах. Новая линия передачи данных позволяла передавать информацию на землю в реальном масштабе времени.