Беспилотник Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk

RQ-4 Global Hawk стал первым беспилотным летательным аппаратом с силовой установкой, перелетевшим через Тихий океан. Это произошло в 2001 году. Огромная продолжительность полета, большой потолок, мощная и чувствительная аппаратура сделали Global Hawk великолепной разведывательной платформой. Global Hawk фирмы «Northrop Grumman» несет службу с 2001 года. Это самый большой и совершенный из беспилотных летательных аппаратов (БЛА, UAV - Unmanned Aerial Vehicles) на сегодняшний день. Global Hawk создавался по техническому заданию на высотный БЛА с большой продолжительностью полета (Tier II+), выпущенному Агентством перспективных исследований МО США (DARPA).


В мае 1995 фирма «Teledyne Ryan Aeronautical» (создавшая серию БЛА Lightning Bug, широко использовавшихся во Вьетнаме, и купленная «Northrop Grumman» в 1998 году), была выбрана в качестве разработчика аппарата Tier II+. При создании аппарата стремились свести к минимуму технические риски, а в составе силовой установки использовали двигатель Rolls-Royce Allison АЕ3007. Первый из семи опытных БЛА взлетел 28 февраля 1998 года. Очень скоро БЛА, названный Global Hawk, продемонстрировал свои отличные высотные характеристики и большую продолжительность полета. В 2001 году, когда отработка аппарата еще находилась на раннем этапе, этот БЛА был послан на базу Аль-Да-фра в ОАЭ для проведения разведывательных полетов над Афганистаном. ВВС США приобрели еще девять аппаратов модификации Block 10, получивших обозначение RQ-4A.

После постройки ^демонстраторов RQ-4A компания «Northrop Grumman» создала вариант RQ-4B Block 20. Он отличался увеличенными габаритами планера, а полезная нагрузка возросла на 1360 кг за счет некоторого снижения продолжительности полета. Первый аппарат Block 20 взлетел 1 марта 2007 года.Часть Global Hawk Block 20 ВВС США была дооборудована системой связи Battlefield Airborne Communications Node, прежде всего для использования в Афганистане. Обозначение этих БЛА изменили на EQ-4B. Позднее былзакуплен вариант RQ-4B Block 30, оснащенный современной аппаратурой радиотехнической разведки.

Global Hawk были приписаны к 9-му разведывательному авиакрылу ВВС (база Биэль, Калифорния) с расчетом, что в дальнейшем они полностью заменят в этом подразделении пилотируемые разведчики Lockheed U-2. БЛА широко использовались в Афганистане, Ираке и Ливии, а также были задействованы в гуманитарных операциях, включая сбор информации после землетрясения в Японии в 2011 году.В 2006 году ВМС США использовали пару Global Hawkthe Block 10 для изучения возможности применения их на море. Несомненно, результаты этих опытов сыграли роль при выборе Global Hawk Block 30 в качестве победителя конкурса ВМС «Broad Area Maritime Surveillance» (BAMS), проводимого в 2008 году. Морскойвариант, первоначально получивший обозначение RQ-4N, в 2010 году был переименован в MQ-4C. Помимо оптико-электронных датчиков на нем установлена обзорная РЛС.

ВВС США предполагали обзавестись парком из 42 Global Hawk Block 30, но в начале 2012 года было объявлено, что эти аппараты попали под значительное сокращение военного бюджета, и пилотируемые U-2 будут продолжать использоваться ВВС для ведения высотной разведки. Правда, планы ВМС по закупке MQ-4C BAMS остались нереализованными, так же как и разработка варианта RQ-4 Block 40. ВВС предполагают приобрести 11 таких аппаратов, оснащенных РЛС MP-RTIP, позволяющей получать изображения фотографического качества.НАТО выразило желание приобрести пять таких БЛА, также возможность закупки Global Hawk рассматриваются Австралией и Южной Кореей. Пока единственным зарубежным покупателем стала Германия, получившая вариант EuroHawk, оснащенный подкрыльевыми контейнерами для радиотехнической разведки и предназначенный для замены устаревших самолетов Atlantic. Германия планировала закупить шесть машин, но в конечном итоге приобрела только четыре.