Многоцелевой ВТС Ан-72


Семейство тактических военно-транспортных самолетов Ан-72 характеризуется малыми разбегом и пробегом  результат применения эффекта Коанда. Существуют также гражданские модификации машины. Самолет Ан-72 создавался как турбовентиляторный военно-транспортный (ВТС) с укороченным взлетом и посадкой для замены самолетов семейства Ан-26. Первый из двух прототипов был облетан 22 декабря 1977 года, а серийное производство машины было начато в Харькове. Серийные машины отличались удлиненными фюзеляжем и внешними секциями крыла, отсутствием подфюзеляж-ных килей и другими деталями. Базовая серийная модификация ВТС получила обозначение Ан-72А.



Ан-72 представляет собой высо-коплан с Т-образным хвостовым оперением и двумя расположенными на крыле двухконтурными турбореактивными двигателями Д-36. Главной «изюминкой» нового самолета стало использование так называемого эффекта Коанда  это позволило существенно увеличить подъемную силу крыла за счет его обдува реактивной струей от двигателей самолета. Специально для пограничных войск был разработан патрульный вариант Ан-72П, который вооружен 23-мм пушкой ГШ-23 (устанавливается в контейнере УПК-23-250 справа в районе основного шасси), двумя подкрыль-евыми пусковыми установками УБ-32М с неуправляемыми авиационными ракетами С-5, а также может нести четыре авиабомбы калибром 100 кг. Кроме того, для работы в Арктике и Антарктике был создан специализированный вариант  Ан-74.


Ан-74 имеет конструкцию, в целом повторяющую базовый Ан-72, но в хвостовой части его фюзеляжа и в передней части салона по левому борту расположены два блистера для наблюдения, плюс модифицирован носовой обтекатель, придавший Ан-74 характерный вид. Емкость топливной системы существенно увеличена, обеспечена возможность применения колесного или лыжного шасси. Дебют нового самолета состоялся в 1987 году.

На базе Ан-72 и Ан-74 создано несколько модификаций базовой машины. В частности, на базе Ан-72 был разработан самолет дальнего радиолокационного обнаружения Ан-71  его характерным отличием стал круглый обтекатель, размещенный на модифицированном вертикальном оперении, имевшем обратную стреловидность, большие хорду и толщину. Ан-71 должен был дополнить собой самолет ДРЛОиУ А-50, на его базе также предлагалось создать корабельный вариант для авианосцев. Стоит также отметить созданный на базе Ан-74 морской патрульный самолет Ан-72МП, который может применять различное вооружение  пушечное, противолодочное и противокорабельное.