Учебнотренировочные самолеты Lightning

Британские ВВС сочли необходимым закупить учебнотренировочные самолеты Lightning. Кроме них эти машины поставлялись только в Саудовскую Аравию и Кувейт. Проектирование двухместного Lightning началось в 1957 году, а прототип Р. 11 выполнил первый полет 6 мая 1959 года. Он был почти идентичен самолету Р.1 В, но экипаж из двух человек размещался в кабине бок о бок, а пушки отсутствовали. Двухместный Lightning сохранил боевые возможности одноместной машины. Первый прототип разбился 1 октября, но его место вскоре занял второй. F.Mk 1А стал основой для создания 20 серийных спарок, в британских ВВС они обозначались Lightning T.Mk 4. Первый T.Mk 4 передали в эскадрилью переподготовки (LCS, Lightning Conversion Squadron) 27 июня 1962 года.



Lightning T.Mk 5  тренировочный вариант F.Mk 3 с двигателями Avon 301, килем увеличенной площади и небольшим подфюзеляжным баком. Первые два серийных самолета варианта T.Mk 4 были переделаны в прототипы T.Mk 5. Первым 29 марта 1962 года в воздух поднялся второй прототип. Доработка и летные испытания самолетов проводились в Филтоне (завод фирмы ВАС был загружен работой по TSR.2 и одноместному Lightning), здесь же наладили выпуск носовых частей фюзеляжа для серийных T.Mk 5. Ход программы создания T.Mk 5 серьезно замедлился после потери первого прототипа. Первый серийный T.Mk 5 выполнил первый полет лишь 17 июля 1964 года. Поставки начались 20 апреля 1965 года, все-
го было построено 22 серийных T.Mk 5.


Событием в программе Lightning стало анонсирование 21 декабря 1965 года Саудовской Аравией намерения закупить в США и Великобритании новейшие самолеты на сумму 125 млн фунтов стерлингов. В рамках данной программы фирме ВАС достался заказ на 25 самолетов Strikemaster и 40 Lightning.Саудовская Аравия закупила 34 машины F.Mk 3/6 в многоцелевом варианте F.Mk 53 и шесть машин T.Mk 55 с фюзеляжем от Т.Мк 5 и увеличенными, как на F.Mk 6, баками.Многие эксперты полагали, что T.Mk 55 послужит базой для очень эффективного двухместного истребителя, ориентированного на европейские заказы.Адаптация F.Mk 6 под саудовские требования была минимальной. В прототипы F.Mk 53 и T.Mk 55 конвертировали британские F.Mk 3 и T.Mk 5. Прототипы предназначались, прежде всего, для испытаний на совместимость с вооружением заказчика, включая 51-мм НАР.

В марте 1966 года из-за опасений, связанных с угрозой со стороны Северного Йемена и нападением ВВС Египта, Саудовская Аравия заключила дополнительный контракт на поставку вооружения, включая шесть Lightning, ранее состоявших в британских ВВС. Четыре F.Mk 52 и два T.Mk 54 прибыли в Саудовскую Аравию в июле 1966 года. Для восполнения потери в мае 1967 года был поставлен еще один F.Mk 52. Хотя F.Mk 52 планировалось использовать для подготовки летчиков, самолеты сразу поставили на боевое дежурство. Они стали первыми Lightning, выполнившими боевые вылеты, — наносили удары по йеменским позициям. Иногда утверждается, что активность египетских ВВС резко пошла на убыль после прибытия F.Mk 52 на базу Хамис-Мушайт. Поставки новых F.Mk 53 начались 18 декабря 1966 года. Самолеты F.Mk 53 6-й эскадрильи, дислоцированной в Хамис-Мушайт, действовали против йеменских войск с декабря 1969 года по май 1970 года. Lightning наносили бомбоштурмовые удары по йеменским войскам с очень высокой эффективностью. Один F.Mk 53 3 мая 1970 года сбили зенитки, летчик катапультировался и был спасен в результате операции, в которой задействовали С-130 под прикрытием пары Lightning.С 1971 года ударные задачи саудовских Lightning передали поступившим на вооружение F-5. Эскадрильи Lightning сконцентрировались на выполнении задач ПВО, а также разведки (на короткое время).

Кувейт подписал 18 декабря 1966 года контракт на поставку 12 одноместных F.Mk 53К и двух спарок T.Mk 55К. Самолеты сохранили обозначение варианта для Саудовской Аравии, что необычно, хотя и получили букву «К». Сумма контракта в 20 млн фунтов предусматривала техническое обслуживание и подготовку специалистов на высоком уровне.Фирма ВАС рассчитывала на экспорт самолетов, вслед за Саудовской Аравией и Кувейтом, в Ливан и Иорданию, а в перспективе  в Ирак. Однако информация о предстоящем снятии Lightning с вооружения британских ВВС крайне отрицательно сказалась на экспортных планах фирмы.Саудовская Аравия сняла с вооружения последний Lightning раньше Великобритании, заменив эти перехватчики на F-15 Eagle. Последний полет саудовский Lightning выполнил в декабре 1985 года. Компания ВАе договорилась о покупке самолетов, находившихся в хорошем состоянии.14 января британские летчики перегнали в Уортон первые две из 12 бывших саудовских машин, еще десять прибыли неделю спустя. Перед перелетами с самолетов смыли опознавательные знаки и регистрацию ВВС Саудовской Аравии,заменив их британской символикой небольшого размера и регистрацией от ZF577 до ZF598.

Надежды на формирование из этих машин третьей эскадрильи Lightning не оправдались, но такая «обратная сделка» являлась частью соглашения на поставку Саудовской Аравии самолетов Tornado.В этот период Австрия изучала возможность закупки Lightning как альтернативу шведским} 35 Draken. По политическим соображениям нейтральная Австрия предпочла купить самолеты у нейтральной Швеции. Бывшие саудовские Lightning предлагались Нигерии, нигерийские летчики даже выполнили несколько полетов в Бинбруке. Планировалось, что самолеты получат вооружение из четырех УР AIM-9L Sidewinder, размещенных попарно друг над другом на пилонах, предназначенных для УР Firestreak/Red Тор.ВВС Великобритании заинтересовались четырьмя саудовскими T.Mk 55 с крылом увеличенной площади и большим подфюзеляж-ным баком. T.Mk 55 идеально подходили для тренировок летчиков F.Mk 6, однако самолеты имели слишком много технических отличий, и их пришлось поставить на хранение. Покупателей на самолеты так и не нашлось.