Тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец»

В 1912 году Игорь Сикорский был назначен главным конструктором и управляющим Воздухоплавательного отделения Акционерного общества Рус-ско-Балтийского вагонного завода (АО РБВЗ). Под его руководством создан первый в мире четырехмоторный боевой самолет «Русский витязь»(вначале «Гранд», с мая по июнь 1913 года  «Большой Русско-Балтийский»), Самолет имел размах крыльев 27,0 м, оснащался четырьмя двигателями Argus Motoren мощностью по 100 л. с. и развивал максимальную скорость 90 км/ч. Самолет облетали в мае 1913 года, а 2 августа на нем установлен мировой рекорд продолжительности полета  1 час 54 минуты.


На базе «Русского витязя» создан тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец». Общая схема четырехмоторного самолета осталась прежней, включая коробку крыльев с размещением моторов на нижнем крыле, но фюзеляж спроектировали заново, что позволило при той же мощности двигателей увеличить полезную нагрузку и практический потолок. Прототип, № 107, облетали в декабре 1913 года. После испытаний Главное Военно-Техническое Управление 12 мая 1914 года выдало заводу контракт на 10 самолетов типа «Илья Муромец».К началу Первой мировой войны было готово всего четыре самолета. С началом боевых действий их передали в Императорский военно-воздушный флот, а 10 декабря (23 декабря по новому стилю) 1914 года император утвердил решение о создании первого в мире соединения тяжелых бомбардировщиков эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Первый боевой вылет самолеты эскадры выполнили 14 (27) февраля 1915 года, а всего за войну выполнено более 400 боевых вылетов, сброшено 65 т бомб и уничтожено в воздухе 12 истребителей.


В годы войны в серию пошел самый многочисленный вариант, «серии В», построенный в количестве 30 машин. Затем последовали самолеты серий «Г», «Г-1», <Г-2», «Г-3», «Г-4» и «Д». Всего до 1918 года было собрано более 70 самолетов семейства «Илья Муромец», которые отличались составом силовой установки (применялись двигатели Argus, Salmson (Canton-Unne), Sunbeam, Beard-more, РВБЗ, Hall-Scott и Renault), составом вооружения (пулеметы Максима образца 1912 года, Mk I Lewis и Colt Browning) и отдельными конструктивными усовершенствованиями. В качестве полезной нагрузки применялись различные бомбы, преимущественно калибром 80 кг, реже  240 кг, а осенью 1915 года было выполнено опытное бомбометание 410-кг авиабомбы. Были и другие рекорды  самолет серии «Г-2» достиг в полете высоты 5200 м.
После революции 1917 года часть самолетов вошла в боевой состав авиации Красной Армии, часть была разрушена  в частности, около трех десятков самолетов на Украине, где возникла угроза захвата их германской армией. Часть самолетов также использовалась в качестве транспортно-пассажирских и почтовых.