Супер истребитель BOEING F4B



F4B был великолепным истребителем, служил в ВМС и Корпусе морской пехоты США. Результаты флотских испытаний привлекли внимание командования Армии США, в результате на вооружение был принят Р-12. F4B пользовался популярностью благодаря своей хорошей маневренности и прочности конструкции. Самолеты Р-12 и идентичный ему морской F4B стали лучшими проектами фирмы «Boeing» по истребителям-бипланам.Всего построили два прототипа, один из которых впервые взлетел 25 июня, а второй  7 августа 1928 года. Самолет заинтересовал ВМС. Флот в 1928    году заказал XF4B-1 (Boeing Model 89), а позже  27 серийных F4B-1 (Model 83). Первая машина серии поднялась в воздух 6 мая 1929    года. За ней последовало еще 586 бипланов (из них 189 для ВМС и 366 для Армии США). Большинство истребителей оснастили звездообразными моторами Pratt 8с Whitney R-1340-16 Wasp мощностью 550 л. с., максимальная скорость составляла 303 км/ч.



В ВМС был один F4B-1A (Model 99), доработанный для заместителя военно-морского министра Дэвида С. Ингеллса, единственного флотского аса США в Первой мировой войне. На морскую службу поступили 46 F4B-2 (Model 223) со складывающимися крыльями, 21 F4B-3 (Model 235) и 92 F4B-4 (тоже Model 235), а также 23 самолета, бывших армейских, под обозначением F4B-4A. Часть вышеуказанных машин эксплуатировалась морской пехотой, часть  летала с авианосцев.

В 1937 году на смену F4B-4 пришли новые бипланы, но уже не Boeing, a Grumman. На момент нападения японцев на Перл-Хар-бор 7 декабря 1941 года в авиации ВМС США еще числились 34 F4B. Кроме того, F4B-4 состояли в ВМС Бразилии.
Вверху: F4B-2 из эскадрильи VF-6B. Ее эмблема (с котом Феликсом) стала одной из самых известных в морской авиации США. Эскадрильи в числе первых получила истребители второго варианта. F4B-2, улучшенный F4B-1, был морским эквивалентом армейского Р-12С. Построено 46 F4B-2, в 1932 году на всех установили хвостовое оперение, KaKyF4B-4.