Семейство Hawker Hart


Истребитель Demon
Поскольку Hart на момент принятия на вооружение летал быстрее истребителей британских ВВС, было принято решение о разработке его истребительного варианта. Известный вначале как Hart Fighter, самолет был вооружен дополнительным фиксированным 7,7-мм пулеметом Vickers, ряд изменений внесли в конструкцию.

Первый из шести предсерийных самолетов передали в эскадрилью 23(F) в 1931 году. За прототипами последовали 187 серийных машин, поступивших в подразделения метрополии и колоний. Самолеты поздней постройки («Boulton-Paul») отличались турелями Frazer-Nash с гидроприводами, закрытыми обтекателями «lobster-back» и были известны как «Turret Demon» (на фотографии). В вариант «Turret Demon» позже доработали и машины раннего выпуска. ВВС Австралии получили первый из своих 64 Demon в 1935 году. В 1939-м Demon объявили устаревшим, но небольшое количество самолетов продолжали использовать для буксировки мишеней. Последний летный Demon списали в 1944 году, самолет использовался ремонтными мастерскими в Вутон-Тарн.


Hart — скоростной дневной бомбардировщик
В соответствии со спецификацией 12/26 от 1926 года началось проектирование дневного бомбардировщика с максимальной скоростью 258 км/ч и со сроком принятия на вооружение в 1931 году. Фактически самолет Hawker Hart превзошел указанные требования, во многом благодаря работам фирмы «Rolls-Royce» по мотору Kestrel. Прототип Hart выполнил первый полет в июне 1928 года, и вскоре начались его тщательные испытания. А после выполнения заказа на 15 предсерийных самолетов, 12 из них в январе 1930 года поступили в эскадрилью 33(B), дислоцированную в Истчарче. Ими вооружили в начале 1931 года еще одну эскадрилью. Два подразделения отлично выступили на соревнованиях по прицельному бомбометанию, кроме того, их самолеты легко уходили от атак истребителей (данный факт стимулировал разработку самолета Demon). Вскоре Hart модифицировали для использования в северо-западной части британской Индии. Первые Hart (India) доставили сюда в конце 1931 года. В конце 1932 года Hart состояли на вооружении шести бомбардировочных эскадрилий в метрополии, трех в Индии и одной в Египте (самолеты в тропическом исполнении, Hart Special).

К началу 1933 года построили 126 самолетов Hart, включая небольшое количество невооруженных связных машин. Также в 1933-м году появился Hart Trainer (внизу) с двойным управлением, эти самолеты поступили в училище ВВС в Крэнуэлле и в две истребительные эскадрильи. В 1934 году возникла необходимость модернизации вспомогательных ВВС, после чего на Hart за три года перевооружили восемь эскадрилий. В 1933-1937 годах темп выпуска нарастал, фирмы-субподрядчики («Armstrong-Whitworth», «Gloster» и «Vickers») построили 665 Hart. Большинство из них передали в различные авиационные училища и добровольческий резерв британских ВВС. Звенья связи авиабаз также имели как минимум по одному Hart. В частях первой линии замена Hart началась в 1936 году. Некоторые самолеты использовались для испытаний моторов, включая и RR Merlin. Hart эксплуатировались в ЮАР, Эстонии и Швеции (с мотором Pegasus).


Audax — взаимодействие с Армией
В 1931 году британские ВВС сформулировали требования к преемнику Armstrong-Whitworth Atlas, самолету для взаимодействия с сухопутными войсками. Поскольку Hart уже показал свои возможности, то его решили использовать в новом качестве, и заказали 40 самолетов. От стандартных Hart они отличались удлиненными выхлопными патрубками, улучшившими летчику обзор вниз. На шасси установили поднимаемый крюк (на фотографии) для приема корреспонденции с земли без посадки. В 1932 году новым вариантом вооружили эскадрилью IV(AC). Следующие заказы (построено более 400 самолетов) разместили на заводах компаний «А. V. Roe», «Bristol», «Gloster», «Westland» и самой «Hawker». Самолеты эксплуатировались в метрополии, Индии, на Ближнем Востоке, экспортировались в Персию (с моторами P&W Hornet) и Ирак. В ходе укрупнения состава британских ВВС в середине 1930-х годов часть Audax передали в авиационные училища. На вооружении некоторых заморских частей первой линии Audax оставались до 1941 года.


Osprey — наблюдатель британских ВМС
Одновременно со спецификацией ВВС на бомбардировщик Hart флот сформулировал требования к наблюдателю/разведчику (0.22/26). За два с половиной года не появилось ни одного проекта, способного удовлетворить ВМС, и «Hawker» по собственной инициативе доработала под нужды флота прототип Hart. Крылья сделали складными, предусмотрели возможность замены колесного шасси на поплавковое, усилили конструкцию для катапультного взлета. Доработанный прототип успешно прошел испытания, по их результатам в 1930 году была заказана небольшая партия. Первый серийный самолет передали заказчику в 1932 году. Osprey заменили на авианосцах «Игл» и «Корейджес» самолеты Fairey Flycatcher и поступили на вооружение 2-й эскадры крейсеров ВМС метрополии.

8 1933 году Osprey появились на многих кораблях. За 37 самолетами Osprey типа Mk I последовали 14 Мк II (с новыми поплавками) и 52 — Mk III (на фотографии). Mk III стал самым массовым вариантом, каркас его фюзеляжа для повышения коррозийной устойчивости выполнили из нержавеющей стали. Последними стали 26 Osprey Mk IV с моторами Kestrel V. Самолеты использовались как учебные и буксировщики мишеней, в 1940 году их посчитали окончательно устаревшими. Семь самолетов были поставлены в Португалию, Испанию и Швецию (с моторами Pegasus).