Самолеты SABCA

Бельгийская фирма SABCA («Societe Arionyme Beige de Constructions Aeronau-tiques») была образована в конце 1920-х годов и стала основным авиационным производителем в Бельгии. Компания построила до начала Второй мировой войны порядка 600 самолетов, главным образом по лицензиям. После войны SABCA смогла оправиться от ее последствий только к началу 1950-х годов, возобновив сборку, техническое обслуживание и ремонт самолетов.Позже SABCA изготавливала крупные конструкционные единицы для других авиастроительных фирм, отвечала за сборку и испытания General Dynamics F-16A, предназначенных для ВВС Бельгии и Дании. В настоящее время SABCA входит в группу «Dassault».По лицензии SABCA строила самолеты Avia В.Н.21, Avro 504, Breguet XIX, Handley Page W.8, Nieuport 29C.1, Renard R.31 и Savoia-Marchetti S.73, а в кооперации с другой бельгийской «Stampe et Vertongen» выпускала несколько модернизированный RSV.22.


К собственным конструкциям компании SABCA относится угловатый расча-лочный высокоплан SABCA D.P. Monoplane с мотором воздушного охлажденияAnzani мощностью 50 л. с.В закрытой кабине D.P. Monoplane помещались пилот и пассажир. В 1927 году первый полет выполнил высокоплан SABCA 2, два члена экипажа которого размещались в открытой кабине перед крылом, а в фюзеляже имелась закрытая кабина для четырех пассажиров; построен один самолет, эксплуатировавшийся авиакомпанией «SABENA».Затем SABCA спроектировала два трехмоторных . транспортных самолета, оказавшихся неудачными.В июле 1931 года первый полет выполнил прототип цельнометаллического трехмоторного транспортного высокоплана S.11. После изменения хвостового оперения самолет получил обозначение S.12. Машина проектировалась согласноофициальным требованиям правительства Бельгии от 1930 года. На единственном прототипе стояли три мотора Reynard мощностью по 120 л. с. Единственный прототип впервые поднялся в воздух 18 сентября 1931 года; заказов на самолет не поступило.В 1935 году SABCA разработала и построила трехместный кабинный расча-лочный высокоплан S.20 с мотором жидкостного охлаждения Walter Major мощностью 130 л. с. Легкий S.30 поднялся в воздух в 1936 году, два человека на нем размещались бок о бок в открытой кабине, силовая установка включала один мотор Sarolea Aiglon мощностью 40 л.с. с горизонтальным расположением цилиндров.

К самолетам, спроектированным в довоенные годы, относятся учебный моноплан S.40E с мотором жидкостного охлаждения Renault 4Pei; два члена экипажа размещены тандемом в закрытой прозрачным фонарем кабине. В небольшихколичествах S.40E поставлялся ВВС Бельгии.За S.40E последовал двухместный истребитель-низкоплан S.47 с V-образным французским мотором Hispano-Suiza 12Ycrs мощностью 860 л.с. Данная машина спроектирована компанией SABCA в содружестве с «Caproni» как конкурент самолету Fairey Battle, она предназначалась для использования 8 качестве истребителя, легкого бомбардировщика и разведчика. Вооружение машины состояло из одной 20-мм пушки и трех 7,7-мм пулеметов Browning, один из которыхмонтировался на турели в задней кабине.Сборка S.47 была завершена в Италии, первый полет прототип выполнил 16 февраля 1939 года, дальнейшие летные испытания проходили в Бельгии. Самолет показал довольно высокие летные данные, но вмарте 1940 года получил повреждения при посадке. После оккупации Бельгии в июне 1940 года прототип попал в руки германских войск и был, скорее всего, утилизирован. Размах крыла S.47 составлял 13,20 м, максимальная взлетная масса — 2975 кг, скорость—500 км/ч.