Самолеты Praga

Образованная в 1915 году чешская моторостроительная компания «Ceskomorav-ska-Kolben-Danek» выпустила несколько двигателей под названием Ргада.В 1931 году фирма занялась разработкой и производством самолетов под маркой CKD-Praga, хотя чаще их называли просто Praga. Компания «Ргада» приняла на работу бывших инженеров «Avia» Бенеша и Хайна, их инициалы стали частью обозначений большинства первых самолетов.



В число самых первых конструкций вошел двухместный многоцелевой военный биплан с открытой кабиной Praga Е.36 с мотором Hispano-Suiza 12 Nbr мощностью 600 л. с., или Praga ESVR Vee. Биплан вооружался двумя синхронными пулеметами и одним турельным в задней кабине и мог нести до 800 кг бомб.Биплан B.H.39NZ 1931 года представлял собой двухместный самолет первоначального обучения летчиков с открытой кабиной и звездообразным мотором Walter NZ мощностью 120л.с.

В 1936 году спроектировали B.H.39G с моторомWalter Gemma мощностью 150 л. с., а в 1937 году  B.H.39AG с мотором Armstrong Siddeley Genet Major мощностью 150 л. с. В.Н.41 являлся облагороженным и увеличенным в размерах вариантом В.Н.39 и предназначался для повышенной подготовки летчиков. На В.Н.41 стоял мотор Hispano-Suiza Vee мощностью 300 л.с.Легкий учебный биплан Е.40 был оснащен 95-силь-ным мотором Walter Minor.Е.44 спроектировали как одноместный истребитель-биплан очень чистых аэродинамических форм.В силовой установке применили мотор Praga ES Vee мощностью 550 л. с., вооружение составляли два синхронных пулемета.

Очередной попыткой разработки истребителябиплана стал Е.45, показавший максимальную скорость 400 км/ч, но в серийное производство не передававшийся.Более успешной деятельностью «Ргада» стало производство гражданских самолетов. Особенно удачным был Е.114 Air Baby, строившийся ограниченной серией даже после окончания Второй мировой войны. Это был высо-коплан с размещение двух членов экипажа бок о бок, изначально оснащенный двухцилиндровым мотором Praga В мощностью 40 л. с., также строился вариант Е.115 с мотором Praga D мощностью 65 л. с.Далее компания «Ргада» предложила Е.210 с двухкилевым оперением и двумя моторами Walter Minor мощностью по 95 л. с.Последующий Е.214так-же являлся четырехместным кабинным монопланом, но более традиционной компоновки с фюзеляжем, близким к фюзеляжу Е.114, и одним мотором воздушного охлаждения Pobjoy R мощностью 75л.с.Последним предвоенным самолетом фирмы стал биплан для повышенной подготовки летчиков Е.241.