Самолеты Pander


В августе 1924 года Хенк Пандер, производитель мебели, купил бывший авиационный завод фирмы «Holland» вместе с одним из ее самолетов, монопланом Holland Н-2. У истоков фирмы «Holland» стоял Йооп Карли, построивший несколько самолетов в 1917 году, а затем объединивший свои усилия с инженером Тео Слотом. Последним проектом Карли стал одноместный моноплан Carley С-12 с 20-сильным (15 кВт) ПД Anzani, построенный в 1922 году. Самолет С-12 был продемонстрирован на выставках в Париже, Брюсселе и Лондоне, а его разработка продолжилась и после того, как Карли организовал новую фирму «Holland» возле Гааги. Самолету дали новое обозначение  Holland Н-2 (Н-1 был бипланом) и оснастили 25-сильным (19 кВт) ПД Anzani, но был построен только один экземпляр.

После покупки X. Пан-дером завода «Holland» и создания новой компании «Nederlandse Fabriekvan Vliegtuigen Н. Pander & Zn», работа над Н-2 была продолжена, но уже под обозначением Pander D. Самолет сохранил прежний двигатель, а его первый полет состоялся 16 ноября 1924 года.В общей сложности построили 11 самолетов этого типа, включая девять Pander D, один DB и один DF.1. В июле 1925 года два самолета D были поставлены ВМС Нидерландов, а еще два в ноябре — в ВВС Голландской Ост-Индии. По одному самолету получили Испания и Франция, где машину оснастили 45-силь-ным (34 кВт) двигателем Anzani. Остальные Pander D остались в Голландии, также как и Pander DB с двигателем Bristol Cherub и DF.I с 40-сильным (30 кВт) двигателем А.В.С. Scorpion.

Но наиболее удачной разработкой стал следующий самолет, биплан Pander Е, построенный в количестве 17 экземпляров, имевших общую базовую конструкцию, но отличавшихся типом силовой установки. Прототип поднялся в воздух в Ваальхавене 18 февраля 1926 года, нов августе потерпел катастрофу в Дортмунде. Тем не менее покупателями самолета стали NLS (Голландская национальная авиашкола), получившая девять машин, и Аэроклуб Роттердама, получивший три машины. Первые шесть Pander Е сохранили деревянный фюзеляж, но, начиная с седьмой машины, его заменили на конструкцию из стальных труб. Варианты включали ЕС с 60-сильным (45 кВт) ПД Walter IV, EF с двигателем Walter Vega в 85 л. с. (63 кВт), EG со 100-сильным (75 кВт) de Havilland Gipsy I и единственный ЕН со 120-сильным (89-кВт) de Havilland Gipsy III. В вариант ЕК, ставший последним в серии, был переделан один из ЕС, получивший регистрацию в марте 1933 года. Как минимум три самолета уцелели до мая 1940 года, когда они были уничтожены немцами, и еще три других использовались в Голландских Вест-Индии и Ост-Индии.

В 1929 году «Pander» построила два двухместных высокоплана, Р-1 и Р-2, оснащенных 100-сильным (75 кВт) ПД de Havilland Gipsy 1, но в серию они не пошли. Р-2 отправился в США, и о его дальнейшей судьбе ничего неизвестно. Три года спустя «Pander» снова построила единственный экземпляр высокоплана Р-3 с открытой двухместной кабиной, оснащенный 120-сильным (89 кВт) ПД de Havilland Gipsy III. Позднее кабину сделали закрытой, но жизнь машины была недолгой  она потерпела аварию в Ал-мело в мае 1933 года.Сразу за Р-3 было построено три экземпляра несколько большего по размерам самолета Multipro, трехместного высокоплана с закрытой кабиной, оснащенного 85-сильным (63 кВт) радиальным ПД Pobjoy, первый полет которого состоялся в сентябре 1932    года. Два уцелевших самолета были уничтожены немцами в мае 1940 года.

Последним и, вероятно, самым знаменитым самолетом «Pander» был S.4 Postjager, скоростной почтовый аэроплан, предназначенный для использования компанией KLM на линиях в Голландской Ост-Индии. Оснащенный тремя 420-сильными (313 кВт) радиальными ПД Wright Whirlwind, он впервые поднялся в воздух 6 октября1933 года, а первый почтовый полет в Батавию был выполнен в декабре. Приняв участие в гонках Лондон  Мельбурн, самолет с экипажем из трех человек стартовал с аэродрома Милденхолл 20 октября 1934года и 36 часов спустя прибыл в Аллахабад, где задержался для ремонта шасси. Покидая Аллахабад 26 октября, он столкнулся с трактором, разрушился и сгорел, к счастью, экипаж остался цел.Самолет Postjager обошелся компании «Pander» столь дорого, что в 1934 году предприятие пришлось закрыть. Но «Royal Company De Schelde» переняла часть персонала, включая главного конструктора Слота. Компания «De Schelde» построила ряд небольших самолетов, а в мае 1954 года вошла в состав «Fokker».