Самолеты ОКБ П. О. Сухого

В целях создания и серийной постройки самолета ББ-1, переименованного в 1940 году в Су-2, постановлением правительства от 29 июля 1939 года Павел Осипович Сухой был назначен главным конструктором ОКБ, которое получило статус самостоятельного и было переведено на серийный авиационный завод № 135 в Харьков.Су-1 (заказ №330) представлял собой опытный одноместный скоростной истребитель-низкоплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Облетанный 15 июня 1940 года, он оснащался мотором М-105П мощностью 1100 л.с. с двумя турбонагнетателями, обеспечивавшими максимальную скорость 641 км/ч на высоте 10000 м. Однако из-за ненадежности турбонагнетателей работы по самолету прекратили.

Одновременно ОКБ П. О. Сухого вело работы по одноместному истребителю Су-3 (заказ №360) с мотором М-106П и турбонагнетателем ТК-2, который в отличие от Су-1 имел крыло меньшей площади (18,0 м2). В воздух Су-3 так и не поднялся, и постановлением СНК ССР и ЦК ВКП (б) от 16 апреля 1941 года работы по нему закрыли.Опытный штурмовик Су-б (первоначальное обозначение ОБШ  одноместный бронированный штурмовик) был облетан весной 1941 года и представлял собой одноместный низкоплан с убирающимся шасси. Он имел бронезащиту пилота и протестированные (самогерме-тизирующиеся) топливные баки.Первый опытный Су-6 оснащался двигателем М-71 мощностью 2000 л.с., а за шесть дней до начала Великой Отечественной войны в воздух поднялся боевой Су-6 (с М-71), второй экземпляр, вооруженный шестью пулеметами и несший в фюзеляжном бомбоотсеке 120 кг бомб, плюс вооружение или подвесные баки. В декабре 1942 года был построен Су-6 с мотором М-71 Ф мощностью 2200 л.с. и крупнокалиберными пушками. Однако на испытания он передан не был, поскольку в начале января 1943 года ОКБ П.О. Сухого представило эскизный проект двухместного штурмовика Су-6 (С2А) с мотором М-71 Ф. 19 июня 1943 года переделанный в двухместный вариантСу-6(сМ71Ф) был передан на испытания в НИИ ВВС. Самолет вооружался двумя 37-мм пушками 11-П-37 (НС-37), двумя крыльевыми пулеметами LLIKAC и одним 12,7-мм пулеметом УБГ для стрельбы назад, плюс нес бомбовое и ракетное вооружение. Однако отсутствие серийного производства мотора М-71 Ф не позволило передать в серию и этот вариант Су-6. Испытания также проходил Су-6 с мотором АМ-42 мощностью 2000 л.с., но уступил Ил-10 с двигателем АМ-42.

Истребитель Су-7 разрабатывался на базе Су-6, но оснащался комбинированной силовой установкой в составе поршневого АШ-82ФН мощностью 18 509 л. с. с двумя турбокомпрессорами ТАК-3 (основной двигатель) и ракетным двигателем РД-1-ХЗ тягой 2,94 кН (вспомогательный ускоритель). Работы прекращены в 1945 году. Не имела успеха и попытка создания истребите-ля-перехватчика Су-5, имевшего поршневой М-105А и дополнительный компрессорный воздушно-реактивный двигатель (ВРДК). Работы по нему были прекращены после аварии двигателя.11 марта 1944 года летчик-испытатель Николай Демьянович Фиксон поднял в воздух опытный двухмоторный двухместный сверхтяжелый штурмовик Су-8, построенный по схеме среднеплана с разнесенным вертикальным оперением и с двумя моторами М-71 Ф. Испытания продолжались до конца 1944 года, но ввиду отсутствия серийного производства М-71 Ф и потребности ВВС в такой машине работы были прекращены:

13 ноября 1946 года был облетан первый реактивный самолет ОКБ П. О. Сухого  одноместный истребитель-бомбардировщик Су-9. Это был цельнометаллический среднеплан со свободноне-сущим крылом, однокилевым хвостовым оперением и трехопорным убирающимся шасси с носовой стойкой. Самолет оснащался двумя ТРД РД-10 тягой 8,8 кН (со-
ветский вариант немецкого Jumo-004). Однако в серию Су-9 так и не пошел, как и его варианты Су-11 с двигателями ТР-1 тягой 12,75 кН, облетанный 28 мая 1947 года, и Су-13 с двигателями РД-500, так и не завершенный в постройке. Не дошел до стадии испытаний и фронтовой бомбардировщик Су-10, оснащавшийся четырьмя ТРД ТР-1 А.26 августа 1947 года был облетан опытный разведчик-корректировщик Су-12, оснащенный двумя поршневыми двигателями М-82ФН мощностью по 1850 л. с. Самолет имел хорошую бронезащиту и развивал на высоте 6500 м скорость 550 км/ч.Последними проектами ОКБ П. О. Сухого до его закрытия в 1949 году стали еще два самолета. Один из них  облетанный 11 января 1949 года всепогодный одноместный истре-битель-перехватчик Су-15 («П») со стреловидным крылом, стреловидным хвостовым оперением и оснащенный двумя ТРДФ РД-450 тягой 21,6 кН. Второй  одноместный фронтовой истребитель Су-17 («Р»), который представлял собой цельнометаллический среднеплан со стреловидным крылом и оснащался одним ТРД ТР-3 тягой 5,9 кН. Самолет успел совершить только пробежки и рулежки, но в воздух так и не поднялся  после аварии Су-15 программа была закрыта, а ОКБ П. О. Сухого расформировали.