Самолеты Fox Moth

Самолеты Fox Moth, Hornet Moth и Moth Minor стали последними представителями семейства Moth и существенно отличались от предшественников. Создание в начале 1930-х годов авиакомпаний местных авиалиний потребовало разработки и более подходящих для данной задачи самолетов, которые смогли бы заменить de Havilland Puss Moth. В компании «de Havilland» вовремя оценили запросы новых авиаперевозчиков и разработали недорогой самолет, оснащенный надежным двигателем Gipsy III мощностью 120 л. с.
 


В конструкции нового самолета, известного как DH.83 Fox Moth, были использованы многие элементы конструкции модели Tiger Moth (консоли крыла, хвостовое оперение, шасси и моторама), что позволило сократить время разработки и снизить стоимость машины. Главным нововведением стала пассажирская кабина, в которой при полете на малую дальность могли разместиться пять человек. Прототип DH.83 был облетан 29 января 1932 года, за ним последовали 98 серийных машин  они строились на заводах в Стаг Лейне и Хатфилде. Самолет поставлялся эксплуатантам в Великобритании и за границей, включая австралийскую компанию «Flying Doctor Service», бразильскую летную школу ВМС и индийскую «Indian National Airways». Принц Уэльский, уже владевший Puss Moth, приобрел один самолет в 1933 году (G-ACDD).В годы войны многие самолеты поступили на службу в ВВС Великобритании, Австралии и НовойЗеландии, а после войны самолеты продолжали эксплуатироваться минимум в пяти странах мира.

В 1946 году у Канады возникла потребность в самолете, способном эффективно работать в удаленных необорудованных районах, и в Торонто была создана линия сборки данных самолетов. DH.83C, отличавшийся усиленным фюзеляжем и сдвижным верхом, строился в вариантах с колесным, лыжным и поплавковым шасси и был весьма востребован на рынке. Всего построено 52 самолета, 18 из них  на экспорт.Hornet Moth Через два года после первого полета Fox Moth компания «de Havil-land» приступила к разработке экспериментального самолета для отработки возможности постройки двухместного биплана с закрытой кабиной, кресла в которой располагались рядом. Новая модель должна была заменить в линейке компании самолет Gipsy Moth.Новая модель получила обозначение DH.87 Hornet Moth и конструктивно во многом напоминала Leopard Moth, особенно хвостовой частью фюзеляжа, но отличалась более современной конструкцией носовой части. Самолет имел дублированное управление, а за креслом пилота располагался 159-ли-тровый топливный бак. Дальность полета на крейсерской скорости 179 км/ч достигала 966 км.

Прототип DH.87 был облетан 9 мая 1934 года, но в серию поступил в варианте DH.87A  с удлиненным крылом, топливным баком увеличенной емкости и наличием ряда других незначительных изменений. К маю 1938 года было выпущено 84 самолета, более поздние из которых получили обозначение DH.87B и отличались модифицированными крыльями с почти квадратными законцовками. Как и предыдущие модели конструкции «de Havilland», Hornet Moth сразу же стал востребованным на рынке. Особенно он был популярен среди частных пилотов и в аэроклубах. С началом Второй мировой войны британские ВВС мобилизовали большинство имевших британскую регистрацию машин  они применялись в качестве связных и для калибровки РЛС. До победы дотянули 24 самолета, воевавших в британских ВВС, причем половина из них остается в летной годности и сейчас.

Дальнейшие работы «de Havilland» по совершенствованию продуктовой линейки привели к новому успеху  22 июня 1937 года в первый полет отправился DH.94 Moth Minor. Самолет представлял собой двухместный моноплан с фюзеляжем, выполненным из ели и клееной фанеры и имевшим плоские боковины (получалась форма своеобразного «ящика»), и оснащался специально разработанным двигателем Gipsy Minor мощностью 90 л. с. Крыло с фанерной обшивкой было конструктивно схоже с крылом, примененным на гоночном самолете DH.88 Comet и авиалайнере DH.91 Albatross. Как и в случае с Fox Moth и Hornet Moth, самолет DH.94 имел складывающееся крыло.

Новый моноплан поступил в серийное производство и продавался по цене 575 фунтов стерлингов за машину. Продажей самолетов занимались все представительства компании «de Havilland» в Австралии, Канаде, Новой Зеландии и ЮАР, а в самой Великобритании заказы на машину поступали от многочисленных авиаклубов. На момент начала Второй мировой войны было выпущено более 100 самолетов, однако из-за начала выпуска боевых самолетов руководство компании в 1940 году решило перенести производственную линию Moth Minor в Австралию. Местные ВВС сразу же заказали 40 самолетов  они использовались в качестве учебных.Среди модификаций Moth Minor можно отметить вариант «купе» с закрытой кабиной и один самолет с трехопорным шасси. Самолеты первого типа можно найти и среди тех DH.94, которые сохранились по настоящее время.