Самолет Royal Aircraft Factory S.E.5

Свое место в истории авиации S.E.5 занял благодаря таким асам британского Содружества, как Альберт Белл, Уильям Бишоп, Джеймс Маккадден и Эдвард Мэннок. Однозначно, S.E.5 является самым удачным самолетом «Royal Aircraft Factory».Одноместный равнокрылый истребитель-биплан спроектирован коллективом под руководством X. П. Фолланда. Конструкторы стремились сделать самолет предельно простым в пилотировании, чтобы на нем могли воевать летчики с минимальной подготовкой и не требовалось бы доучивать молодых пилотов в строевых эскадрильях.


Простоту пилотирования в немалой степени обеспечил мотор стационарного типа, так как большая масса тела вращения применявшихся ротативных двигателей создавала значительный разворачивающий момент, справиться с которым могли только опытные летчики. Конструкторы предпочли устойчивость частичной потере маневренности, поэтому S.E.5 обладал худшей маневренностью, чем близкий ему Sopwith Camel.Штатно на 5.Е.5 ставился новый V-образный мотор Hispano-Suiza мощностью 150 л. с. Впервые S.E.5 появились во Франции весной 1917 года. Совершенствование мотора Hispano-Suiza привело к появлению варианта мощностью 200 л.с., самолеты с такими двигателями обозначались S.E.5a. Первые S.E.5a появились на фронте летом 1917 года и постепенно полностью вытеснили S.E.5.Поначалу силовая установка S.E.5a не отличалась надежностью, но, тем не менее, самолет являлся великолепным истребителем.На заключительной стадии войны S.E.5a интенсивно использовали и для нанесения ударов по наземным целям легкими бомбами. Всего построено 5205 самолетов S.E.5 и S.E.5a, включая небольшое количество двухместных учебно-тренировочных машин.

Самолеты S.E.5 и S.E.5a помимо Западной Европы применялись в Месопотамии, Египте, Палестине и в греческих Салониках, а также в системе ПВО Великобритании. Но как истребитель ПВО самолет был не очень удачным, поскольку температура воды в системе охлаждения двигателя при его длительной работе на больших оборотах выходила за пределы рабочего диапазона.S.E.5a имелись и в составе Американских экспедиционных сил,планировался выпуск фирмой«Curtiss Aeroplane and Motor Company» 10ОО таких самолетов для Армии США, но контракт аннулировали в связи с окончанием Первой мировой войны. «Curtiss» изготовила всего один самолет, однако в 1922-1923 годах было собрано из британских комплектующих 56 истребителей для авиационной службы Армии США, еще одну партию S.E.5a собрала в США компания «Eberhart Steel Products».