Самолет Royal Aircraft SE.5 Factory

Менее маневренный, чем Sopwith Camel, SE.5 был быстрее, надежнее и имел более мощное вооружение. В итоге он стал любимым самолетом многих асов ВВС стран Британского Содружества.Разработка SE.5 шла, если можно так сказать, вокруг 8-цилиндрового V-образного безредукторного двигателя Hispano-Suiza 8Аа. Не имевший вооружения прототип оснащался двигателем мощностью 150 л. с. и был облетан 22 ноября 1916 года. Второй прототип поднялся в воздух 4 декабря и был идентичен предшественнику. Однако в одном из первых своих полетов он был поврежден, после чего получил новое шасси и вооружение в виде пулеметов Vickers, установленного на фюзеляже слева перед кабиной пилота (стрельба велась через диск воздушного винта при помощи синхронизатора конструкции Кон-стантинеску), и Lewis, размещенного на станке Фостера на верхнем крыле. Позже такое вооружение стало стандартным.

 

 


12 января 1917 года в воздух поднялся третий прототип, А4563, оснащенный двигателем Hispano-Suiza 8В мощностью 200 л. с., который предназначался для установки на серийные самолеты. Самолет фактически стал прототипом для SE.5a, он получил центральную секцию и левую консоль верхнего крыла от первого прототипа, а после того, как их заменили, на машине появились увеличенного размера вырез, топливный бак в центральной части фюзеляжа, стандартное вооружение и ветровое стекло с большими боковыми сегментами, которые, как потом выяснилось, затруднили обзор пилоту вперед по курсу.

Первые серийные SE.5 поступили на вооружение 56-й эскадрильи британского Королевского летного корпуса, и после некоторой модификации самолетов эскадрилья была переброшена во Францию. Новые самолеты также поступили в 24-ю, 60-ю и 85-ю эскадрильи.Первые боевые вылеты самолеты 56-й эскадрильи выполнили в апреле 1917 года, а вскоре Альберт Болл и другие летчики смогли на практике убедиться в высоких боевых возможностях нового самолета, который одинаково успешно решал задачи как по борьбе с наземными и воздушными целями.После постройки 59 самолетов SE.5, оснащенных 150-сильным двигателем, настала очередь самолетов SE.5a, которые оснащались 200-сильными Hispano-Suiza 8В.

В мае 1917 года третий прототип прибыл для испытаний в Мартл-схем-Хит. К тому времени самолет уже имел ветровое стекло меньшего размера с лучшим обзором для пилота, измененной задней частью кабины, топливным и водяным баками в центральной части фюзеляжа, крыльями меньшего размаха и L-образными выхлопными трубами. 200-сильный двигатель Hispano-Suiza был оставлен, онприводил во вращение четырехлопастный воздушный винт.Контракты на новый самолет, получивший обозначение SE.5a, были размещены в компаниях «Martinsyde» и «Vickers» в феврале 1917 года. Серийные самолеты незначительно отличались от прототипа. Первый самолет вновь был поставлен в 56-ю эскадрилью.Постепенно темп сборки самолетов возрастал, росли и заказы  к концу 1917 года общее количество заказов достигло 3600 самолетов, но в войска до конца года передали только 900 машин.

По состоянию на декабрь 1917 года, самолеты SE.5a состояли на вооружении только пяти фронтовых эскадрилий, еще одна эскадрилья должна была получить новые машины в следующем году. Причиной задержки с поставкой самолетов в строевые части стала нехватка двигателей и других элементов силовой установки, в ходе производства которых компании «Wolseley» и «Brasier» допускали много брака. Проблему удалось решить за счет привлечения к работе  по совету Адмиралтейства  других французских компаний.Кроме того, компания «Wolseley» получила заказ на поставку двигателей Hispano более раннего образца мощностью 150 л. с. Компания вместо выпуска проверенного двигателя приступила к созданию 220-сильного двигателя с высокой степенью сжатия, который получил обозначение Viper и ставился на все самолеты, заказанные по контрактам 1918 года. Однако на первом этапе это привело к неразберихе с двигателями.

В бою SE.5a показал себя с самой наилучшей стороны, и вскоре его название стало прочно ассоциироваться с самыми яркими победами британских летчиков, а также летчиков 2-й эскадрильи Австралийского летного корпуса и 25-й и 148-й американских эскадрилий, воевавших как на Западном фронте, так и на Ближнем и Среднем Востоке. Самолеты также находились на вооружении эскадрилий, обеспечивавших ПВО метрополии. Среди летавших наэтих машинах британских асов — Альберт Болл, Эдуард Маннок и Джеймс МакКадден.SE.5a постоянно совершенствовались, и к концу 1917 года появились модификации, которые получили усиленное шасси; дополнительные расчалки на хвостовом оперении,которое также было модифицировано; крылья с усиленными задними кромками и модифицированную топливную систему. Был также создан двухместный вариант SE.5a, который хоть и использовался только для инструкторской подготовки, но имел неважные летные характеристики.

В самом конце Первой мировой войны возникло решение организовать производство SE.5a в американской компании «Curtiss» для поставки в подразделения Авиаслужбы Армии США. Компания получила заказ на 1000 самолетов. Из поставленных британцами комплектов были собраны 56 самолетов, включая один, SC43153, с двигателем Wright-Martin (доработанный вариант Hispano-Suiza) мощностью 180 л. с. Самолет получил обозначение SE.5e. Совокупный выпуск самолетов SE.5 и SE.5a составил 5205 машин.После окончания войны SE.5a стали быстро сниматься с вооружения, но их незначительное количество оставалось в Австралии, Канаде и ЮАР. Зато поступившие на гражданский рынок истребители вызвали активный интерес со стороны различных компаний и частных пилотов. Особенно популярны они были у участников различных авиагонок и авиашоу.