Самолет P.43 Karas

В течение 1931 года компания P.Z.L. спроектировала для авиакомпании LOT легкий одномоторный шестиместный транспортный самолет P.Z.L. Р.13, однако заказчику самолет не понравился, и работы над ним были прекращены. Однако проработанный проект было решено использовать в качестве основы для создания трехместного армейского самолета связи, на котором планировалось установить лицензионный вариант звездообразного двигателя Bristol Pegasus.
 


После оценки проекта компания P.Z.L. получила указание построить три прототипа, первый из которых был оснащен двигателем Pegasus 1IM2 мощностью 590 л.с. и совершил первый полет в августе1934 года. Самолет получил обозначение Р.23/1 и название Karas («Карась»), Но во время испытаний был выявлен ряд недостатков. Два других прототипа, P.23/II и P.23/III, имели уже более низкое расположение двигателя (для улучшения переднего обзора пилоту), усовершенствованный фонарь кабины, а также ряд других усовершенствований, включая демонтаж бомбоотсека. P.23/II разбился во время летных испытаний, но P.23/III показал хорошие летные характеристики и во время доводочных испытаний постепенно модифицировался, став в итоге эталонной машиной для серийного производства.

В 1935 году компания получила заказы на 40 Р.23А Karas А, оснащенных двигателями Pegasus II мощностью 580 л.с., которые по лицензии собирались на предприятии P.Z.L., а также 210 Р.23В Karas В, которые оснащались двигателями Pegasus VIII мощностью 680 л. с., также сборки P.Z.L. Первый Р.23А Karas А был облетан в июне1936 года, но проблемы сдвигателем Pegasus II привели к тому, что самолет был переведен в учебные подразделения. Р.23В Karas В начал поступать в эксплуатацию в середине1937года, всего до окончания их выпуска самолеты получили 14 строевых эскадрилий.Один самолет Karas В прошел модернизацию и получил обозначение Р.42 — он использовался в процессе разработки усовершенствованного варианта Р.46 Sum, имевшего двухкилевое хвостовое оперение и убирающуюся подфюзеляжную гондолу.

Но Р.46 был построен только в одном экземпляре, а Р.42 был впоследствии переделан обратно в стандарт Karas В.Еще один вариант, похожий на Karas В, поступил в производство под обозначением Р.43А Karas А  для ВВС Болгарии в 1937 году было выпущено 12 таких машин, которые отличались наличием звездообразного двигателя Gnome-Rhone мощностью 930 л.с., усовершенствованной компоновкой кабины, а также усиленным вооружением  на машину установили второй пулемет для ведения стрельбы в передней полусфере. Высокие характеристики R43A побудили Болгарию заказать еще 42 самолета в варианте усовершенствованного R43B Karas В с двигателем Gnome-Rhone N.1 мощностью 980 л.с.К августу 1939 года 33 самолета были поставлены, восемь самолетов были упакованы для отправки, а девятый находился на последней стадии сборки.С началом Второй мировой войны непоставленные самолеты были реквизированы для ВВС Польши, но лишь пять из них уцелели после немецких бомбардировок завода P.Z.L. и были отправлены в 41-ю эскадрилью— одну из фронтовых эскадрилий, вооруженных Р.23В Karas В. Поль-