Самолет Nieuport Type 10


В 1914 году Густав Делаж поступил на работу в компанию «Nieuport» и приступил к работе над небольшим двухместным истребителем и разведчиком, спроектированным по схеме биплан. Было создано два варианта. Первый, Nieuport Type 10AV, имел в передней кабине место для стрелка/наблюдателя, а в задней  место для пилота, тогда как на второй модификации, Туре 10AR, их позиции поменяли местами. Впрочем, двухместному самолету с одним двигателем Gnome или Le Rhone мощностью 80 л. с. не хватало мощности. Поэтому часть машин постепенно переоборудовали в одноместные  преимущественно для авиации британского флота, действовавшей в Эгейском море, и для французских эскадрилий, воевавших на Западном фронте.



Стремясь повысить летные характеристики машины, разработчик создал более крупный вариант Nieuport Туре 12, оснащенный двигателем Clerget мощностью 110 л. с. или 130 л.с. Это позволило перевести самолеты Туре 10 в учебные подразделения. Наблюдатель в Туре 12 имел в задней кабине пулеметLewis, а пилот—фиксированный пулемет Vickers, стреляющий через диск воздушного винта. Около 170 самолетов Туре 10 и Туре 12 эксплуатировались в Королевском авиакорпусе и ВМС Великобритании, включая несколько машин, построенных по лицензии в Шотландии компанией «Beardmore Company».

По мере вывода самолетов из эксплуатации машины с двигателями Le Rhone переоборудовались в учебно-трени-ровочные. Они оснащались дополнительными подкосами и четырехколесным шасси для предотвращения капотирования и получили обозначения 80E.2.81D.2 и 83Е.2. Самолет Туре 12 имел размах крыла 9,03 м и максимальную скорость 125 км/ч на высоте 1525 м.