Самолет Model 59 Predator

В начале 1980-х годов компания «Rutan Aircraft Factory» одновременно вела работу над несколькими проектами. Самолет Model 59 Predator создавался как биплан уникальной схемы. Его крыло прямой стреловидности было соединено с перевернутым V-образным хвостовым оперением, имевшим обратную стреловидность. Компоновка проходила интенсивную отработку в аэродинамических трубах НАСА, но затем проект был несколько упрощен, изменен и построен фирмой «Advanced Technology Aircraft Company» в виде прототипа под обозначением Model 480 Predator. Он уже являлся низкопланом, в конструкции которого широко применялись композиционные материалы. Основное крыло имело ярко выраженные выступы-запилы на передней кромке, а на его концах были установлены винглеты. В передней части фюзеляжа было установлено переднее горизонтальное оперение (ПГО). Предполагалось достичь соглашения о серийном производстве самолета с бельгийской компанией SABCA, но эти планы так и не были реализованы.


Берт Рутан также занимался консультированием проектов других организаций, работая под эгидой компании «Scaled Composites Inc.» (SCI). Она была организована Рутаном в 1982 году и базировалась на заводе в Мохаве. SCI занималась созданием экспериментального самолета с крылом с асимметрично изменяемой стреловидностью AD-1 для НАСА, демонстратора учебно-тре-нировочного самолета Fairchild/Ames NGT, а также самолета для домашней постройки Quickie. Большая часть проектов SCI для других компаний, а также ее собственные разработки, начиная с конца 1980-х годов, описаны в отдельных статьях.

В 1982 году Берт Рутан завершил постройку четырехместного самолета Model 72 Grizzly, совершившего первый полет 14 января. Эта машина закончила свои дни в качестве буксировщика планера Solitaire и самолета сопровождения для других разработок Рутана. Рутан также спроектировал одноместный мотопланер Model 77-6 Solitaire, продававшийся потом в виде набора чертежей. Построенный в 1982 году, он имел размах крыла 12,70 м.Самым знаменитым проектом Дика Рутана (брата Берта) середины 1980-х годов стал самолет Model 76 Voyager. В 07:59 утра 14 декабря 1986 года пилотируемый Диком Рутаном и Джи ной Йегер Voyager стартовал с авиабазы Эдвардс в кругосветный полет, продолжавшийся девять дней три минуты и 44 секунды. Имевший размах крыла 33,53 м, построенный из углепластика Magnamite и бумажных сотовых панелей Hexcel, самолет преодолел расстояние 40211 км без посадок и дозаправок и 23 декабря в 08:05 вернулся на базу Эдвардс.

В 1988 году «Scaled Composites Inc.» была продана Рутану и его партнеру  фирме «Wyman-Gordon Company». Соглашение о продаже предусматривало, что Рутану достанутся и права на несколько проектов, разработанных им для фирмы «Beech». В результате появился самолет Model 81, выпущенный под обозначением Rutan Model 81 Catbird. Единственный прототип самолета (N187RA) взлетел 14 марта 1988 года и в том же году выиграл состязания California CAFE 400, где оценивалась общая эффективность планера и летные качества с точки зрения расхода топлива, скорости и полезной нагрузки.Колин Чепмен, знаменитый британский конструктор гоночных автомобилей Lotus, заказал компании «Rutan Aircraft» создание ультралегкого самолета под обозначением Model 97М. Первый полет Model 97М состоялся 17 декабря 1982 года.