Самолет Model 130 China Clipper


Самолет Model 130 China Clipper, предназначенный для длительных трансокеанских перелетов, представлял собой четырехмоторный моноплан, спроектированный по схеме летающей лодки с двухре-данным корпусом совершенно новой конструкции.

По экономическим критериям Model 130 превосходил DC-3, и три лодки закупила в 1935 году авиакомпания «Pan Ат». Экипаж каждого гидроплана состоял из четырех человек, лодка в дневной полет могла брать на борт до 48 пассажиров. Силовая установка включала четыре мотора Pratt & Whitney R-1830Twin Wasp мощностью по 600 л. с., установленных на передней части крыла. С учетом опыта постройки и эксплуатации Model 130 был разработан самолет Model 156, в основном сохранивший конструкцию корпуса и крыла предшественника. Хвостовое оперение выполнили двухкилевым, с использованием расчалок, а силовая установка включала четыре мотора Wright GR-1820-G2 Cyclone мощностью по 1000 л. с. Экипаж состоял из пяти человек, вместимость  46 пассажиров.

Испытания самолета Model 156 прошли успешно, но начало Второй мировой войны изменило планы в отношении данной машины. Прототип продали СССР, где его использовал «Аэрофлот» до 1944 года, эксплуатацию этой машины прекратили из-за отсутствия запасных частей. Эксплуатация Model 130 в «Pan Ат» началась 21 октября 1936 года. Лодки выполняли рейсы из Сан-Франциско в Манилу. Два гидроплана в 1942 году передали ВМС США, где их использовали для перевозок людей и грузов.